Беседа с родителями на первичном приеме

Основной целью беседы с родителями на первичном приеме является сбор информации для подтверждения диагноза РДА, осуществления дифференциальной диагностики.

Помимо достижения основной цели психолог решает ряд задач, направленных на мотивирование родителей к активному участию в коррекционной работе с ребенком и построение доверительных отношений с ними. Для этого специалист управляет ходом беседы, меняя ее форму, стиль, тональность, тему и осознанно предоставляя информацию в соответствии с реакциями родителем, их установками и представлениями.

Как правило, родители стараются получить информацию о состоянии своего ребенка, понять, что с ним происходит, как им к этому относиться, кто и как может помочь их сыну или дочери. В начале беседы следует выяснить запрос и ожидания родителей от приема и скорректировать их в соответствии с реальными возможностями консультации. Чаще всего родителей волнуют результаты диагностики и прогноз; иногда они полагают, что их ребенка должны сразу же взять на занятия в учреждение или организацию, куда они обратились, или дать какую-то чудесную рекомендацию, выполнение которой приведет к «выздоровлению».

Важно объяснить родителям цели и необходимость диагностического этапа, лишь по окончании которого может быть принято решение о зачислении ребенка в коррекционное учреждение и определены основные параметры обучения (динамическое наблюдение или постоянные занятия).

Следующей задачей является выявление и коррекция представлений родителей об РДА. Многие считают РДА неким заболеванием, которое можно лечить медикаментозно, что не требует активного участия членов семьи, и спрашивают, «выздоровеет» ли ребенок, станет ли он «таким, как все», и, если станет, то когда.

Обсуждая вопрос о прогнозе, можно выявить отношение родителей к статусу ребенка и разъяснить им роль близких в коррекционном процессе. При этом целесообразно обсудить с родителями:

♦ что является для них критерием «нормальности» их ребенка, как они узнают, что он «выздоровел»;

♦ какой смысл имеет для них этот вопрос; зачем им так важно знать прогноз развития ребенка, что изменится в их отношении к ребенку, в их жизни в целом в зависимости от ответа.

Осознание родителями своих ролевых установок подготавливает почву для содержательного разговора о формах взаимодействия с ребенком, эффективной помощи ему. Это особенно важно, если ребенку по каким-то причинам отказано в приеме на занятия, и дальнейшей работы с родителями проводиться не будет.

3. В конце беседы с родителями обговаривается форма дальнейшего сотрудничества.