ВНУТРЕННЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

 

В этом разделе Гегель рассматривает внутреннее устройство государства, государство как аппарат или инструмент всеобщей воли.

В отличие от обычного деления власти на законодательную, исполнительную и судебную Гегель различает законодательную, правительственную или судебную и княжескую, высшую власть, объединяющую различные формы власти. Законодательная власть выражает всеобщее, правительственная - особенное, а княжеская - живое единичное, личностное начало. Гегель считает, что высшее единство может быть выражено только в личности, поэтому он отождествляет княжескую власть с личностью. Напомним, что личность, по Гегелю, есть высшее единство всеобщего, особенного и единичного, а не "голая" единичность.

Высшей формой государства, согласно Гегелю, является конституцион­ная монархия. Такой ступени развития в наиболее полном виде, по его мнению, достигла прусская монархия, которая нуждается еще только в некоторой дошлифовке – дополнении ее развитым сословным представительством. Прусская монархия - высшее выражение свободной воли, шествие бога в мире - еще один своеобразный результат вводимого немецким философом типа интеллекта.

Подлинным суверенитетом обладает не народ, как бесформенная "масса", а государство как единичное "физическое лицо", "князь", монарх. Логическая концепция понятия, соотношения всеобщего, особенного и единичного, индивидуального реализуется у немецкого философа в конечном результате - философском гимне прусской монархии как высшего выраже­ния понятия.

Средством против возможных злоупотреблений исполнительной власти служит государственная иерархия с ее контролем за деятельностью чиновничества, а также деятельность общин. Гегель составляет настоящее похвальное слово бюрократии, которая является "средоточием государственного сознания и наиболее выдающейся образованности" (336).