Лабораторная работа № 1

 

Первое техническое обслуживание легковых автомобилей

 

1. Цель работы

 

Закрепить знания о назначении и особенностях выполнения ТО-1 автомо­билей, освоить способы устранения неисправностей в основных узлах и агрега­тах автомобиля.

 

2. Задание

 

2.1. Изучить плакаты по проведению работ, связанных с первым техниче­ским обслуживанием;

2.2. Изучить устройство и принцип работы диагностических приборов, подготовить их к работе;

2.3. Произвести общий осмотр агрегатов и узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения;

2.4. Проверить техническое состояние агрегатов и узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения и окружающую среду: рулевого управления и передней оси, тормозной системы, подвески, колес, системы питания, электрооборудования;

2.5. Составить отчет о выполненной работе;

2.6. Подготовить ответы на контрольные вопросы.

 

3. Оборудование, инструменты, материалы

 

3.1. Прибор для контроля суммарного люфта рулевого управления К-524М;

3.2. Манометр автомобильный для проверки давления в шинах;

3.3. Штангенглубиномер цифровой ШГЦ-500;

3.4. Динамометрический ключ 3/4 140-700 Н ∙ м;

3.5. Набор гаечных ключей;

3.6. Газоанализатор двухкомпонентный «Инфракар-08»;

3.7. Легковой автомобиль ВАЗ-2104;

3.8. Плакаты по ТО-1.

4. Общие положения

 

4.1. Назначение

В нашей стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, регламентированная «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава. Данной системой предусматривается обеспечение работоспособного состояния подвижного состава автомобильного транспорта путем проведения планово-предупредительных работ по его техническому обслуживанию и ремонту. Планово-предупредительный характер системы технического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным (через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнением контрольно-диагностических операций с последующим выполнением по потребности необходимых работ.

«Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» регламентируются виды и режимы технического обслуживания и ремонта с учетом условий эксплуатации автомобилей. Под режимом технического обслуживания понимают его периодичность, перечень выполняемых при этом работ и их трудоемкость.

Техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем виде; обеспечению надежности, экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке.

Техническое обслуживание (ТО) автомобилей в соответствии с действующей системой подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное (СО); а также обслуживание по талонам сервисной книжки автомобиля.

ЕО включает уборку и мойку автомобиля, контроль технического состояния систем и механизмов, от которых зависит безопасность движения (рулевого управления, тормозных систем, приборов освещения и сигнализации), заправку топливом, контроль уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе, а также уровня тормозной жидкости в бачках рабочей тормозной системы и гидропривода сцепления.

ТО-1 дополнительно к работам ЕО включает контрольно-диагностичес­кие, крепежные, смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения случайных отказов до очередного технического обслуживания, экономии топлива и других эксплуатационных материалов, а также уменьшения загрязнения окружающей среды.

ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 включает контрольно-диагностичес­кие и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей автомобиля, их снятием и проверкой на специальном оборудовании.

Периодичность, перечни и порядок выполнения работ по ТО приводятся в заводских инструкциях по эксплуатации и сервисных книжках, прилагаемых к автомобилю при продаже.

Регламентируемая «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» периодичность выполнения ТО-1 и ТО-2 на предприятиях автомобильного транспорта для легкового автомобиля составляет соответственно 4000 и 16000 км пробега для I категории ус­ловий эксплуатации для умеренного климатического района.

Сезонное техническое обслуживание проводят 2 раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное или теплое время года, совмещая его с очередным техническим обслуживанием, обычно с ТО-2.

Рассмотрим более подробно работы, выполняемые при ТО-1 легкового автомобиля.

 

4.1. Рулевое управление

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в основном в проверке его состояния, подтяжке креплений, регулировке зазора в рабочей паре редуктора рулевого механизма и затяжке подшипников. Основным показателем состояния рулевого управления является свободный ход (суммарный люфт) рулевого колеса. Большой свободный ход значительно затрудняет управление автомобилем, так как при этом увеличивается время, необходимое для поворота управляемых колес, что особенно опасно при большой скорости движения. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений: легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы – 10°; автобусы – 20°; грузовые автомобили – 25°.

 

4.2. Тормозная система

Проверяют: действие тормозов в начале движения автомобиля, состояние и герметичность трубопроводов тормозной системы, эффективность действия тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза, уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости доливают, состояние механических сочленений педали, рычагов и других деталей привода.

Свободный ход педали тормоза – это ход педали от ее верхнего положения до начала срабатывания тормозных механизмов.

 

4.3. Кузов, подвеска, колеса

При проведении ТО-1 кузова проверяют: состояние и надежность крепления скобами уплотнителей дверей кабины; крепление панелей крыльев, фартуков брызговиков к кузову; состояние и крепление зеркал заднего обзора, кронштейнов зеркал; состояние и крепление держателя запасного колеса. При ТО-1 подвески проверяют: состояние крепежных элементов подвески; подтекание жидкости из амортизаторной стойки или амортизатора; наличие люфта в подшипниках ступиц колес и в шаровых опорах. ТО-1 колес заключается в осмотре шин с целью определения их пригодности к дальнейшей эксплуатации: удаляются застрявшие посторонние предметы в протекторе, боковине, между сдвоенными колесами; выявляются шины, имеющие механические повреждения; проверяется исправность вентилей, золотников, наличие колпачков; определяется пригодность шин по износу протектора и подбору шин по осям автомобиля; проводится осмотр ободьев для определения дальнейшей пригодности к эксплуатации; выполняется проверка крепления колес и их элементов; производится замер внутреннего давления во всех шинах автомобиля, в том числе и в запасной.

4.4. Система питания

ТО-1 заключается в проверке внешним осмотром герметичности соединений системы питания, а также проверяется содержание СО и СН в отработавших газах.

 

4.5. Система звуковой и световой сигнализации

Проверяется состояние и качество работы приборов освещения и сигнализации; состояние изоляции проводов; надежность крепления оборудования.

 

5. Правила техники безопасности

 

К лабораторным работам допускаются студенты, изучившие правила тех­ники безопасности и прошедшие инструктаж на рабочем месте.

5.1. Перед началом работы необходимо проверить крепление всех узлов и деталей стенда; наличие, исправность и крепление защитных ограждений; дос­таточную освещенность рабочего места.

5.2. Студенты должны соблюдать правила пользования монтажным инструментом, не применять сильно изношенные или не соответствующего размера ключи, а также другой инструмент с неисправной или неправильно заправленной рабочей частью, со сломанными или плохо насаженными ручками.

5.3. Запрещается пуск стенда при наличии течи масла, тормозной и других специальных жидкостей.

5.4. Запрещается касаться вращающихся частей автомобиля.

5.5. Запрещается производить регулировку при работающем двигателе, а также прикасаться к выхлопным коллекторам и газоотводным трубам.

5.6. Пуск двигателя необходимо производить при подключении к выхлопной трубе автомобиля устройств для отвода отработавших газов.

5.7. При работе с прибором «Инфракар» запрещается сброс анализируемой пробы или поверка газовых смесей в помещении.

5.8. При работе газоанализатора в помещении на штуцер "ВЫХОД" должна быть установлена отводная трубка длиной 1 м.

5.9. Подключение тахометра производится при выключенном двигателе. ВНИМАНИЕ! При питании газоанализатора от сети – 220 В корпус газоанализатора должен быть заземлен через евровилку и розетку!

6. Назначение, устройство и принцип работы оборудования

 

6.1. Прибор для контроля суммарного люфта рулевого управления К-524М

Люфтомер предназначен для контроля суммарного люфта рулевых управ­лений автомобилей, регламентируемого ГОСТ 25478 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».

Тип люфтомера – механический универсального применения.

Люфтомер состоит: из универсального раздвижного кронштейна в сборе с угломерной шкалой (рис. 1, а), штатива (рис. 1, б) и датчика (рис. 1, в).

Универсальный раздвижной кронштейн состоит из: раздвижных ручек-фиксаторов 1, фиксирующихся на ободе рулевого колеса с помощью четырех фиксаторов 2 и прижимов 4, зубчатых реек 5, находящихся в зацеплении с шестерней, установленной на оси обоймы 6, зажима 9 угломерной шкалы 3, устанавливаемой на оси зажима, с возможностью поворота последней и самоторможения за счет фрикционной резиновой шайбы, резиновой нити 7, натягиваемой с помощью присоса 8 к лобовому стеклу автомобиля и играющей роль указательной «стрелки» угломерной шкалы.

Совпадение оси поворота угломерной шкалы и центра рулевого колеса обеспечивается равномерным и симметричным раздвижением ручек-фиксато­ров относительно оси обоймы 6 с помощью зубчатых реек и шестерни между ними.

Этим обеспечивается неподвижность указательной нити – «стрелки» при повороте рулевого колеса и правильность измерения люфта. Надежную фиксацию кронштейна на руле обеспечивают две пружины растяжения и фиксаторы 2 на ручках.

Штатив (рис. 1, б, в) состоит из подставки 14, стойки 10, на которой крепится ползун 11 с датчиком 12. На основании подставки размещен блок питания 13 с сигнальной электролампочкой. Напряжение питания 3 В постоянного тока. С блоком питания соединены проводами датчик и сигнальная лампа, закрепляемая зажимом в кабине автомобиля. Обе лампочки одновременно загораются при замыкании контакта датчика. На подставке находится регулировочный винт, позволяющий перемещать датчик 12 за счет изменения угла наклона штатива.

Измерение суммарного люфта рулевого управления производится до момента трогания управляемых колес.

1
2
10
3
4
5
6
7
8
9
12
14
15
13
11

 

а б в

 

Рис. 1. Общий вид люфтомера К-524М: а – универсальный раздвижной кронштейн

в сборе с угломерной шкалой; б – штатив; в – датчик с подставкой под штатив:

1 – раздвижные ручки; 2 – фиксатор; 3 – шкала; 4 – прижим; 5 – рейка зубчатая;

6 – обойма; 7 – резиновая нить; 8 – присос; 9 – фиксатор шкалы; 10 – стойка; 11 – ползун с фиксатором; 12 – датчик; 13 – блок питания с электрической лампочкой;

14 – подставка штатива; 15 – зажим

 

Метод измерения суммарного люфта рулевого управления состоит в измерении угла поворота при вращении рулевого колеса влево и вправо по положению нити относительно угломерной шкалы люфтомера до момента трогания управляемых колес. Датчик 16 дает возможность визуально определить момент трогания управляемых колес.

6.2. Газоанализатор Инфракар

Газоанализатор ИНФРАКАР используется для измерения объемной доли оксида углерода (СО) и суммы углеводородов (СН), а также для измерения частоты вращения коленчатого вала автомобилей с бензиновыми двигателями.

Прибор состоит из системы пробоотбора и пробоподготовки, блока оптического (БО) (рис. 2) и блока электронного (БЭ) (рис. 3). Конструктивно газоанализатор выполнен в металлическом корпусе, предназначенном для установки на столе или капоте автомобиля. Система пробоотбора и пробоподготовки газоанализатора включает: газозаборный зонд, пробоотборный шланг, фильтр грубой очистки – бензиновый фильтр, побудитель расхода газа, сборник конденсата, фильтр тонкой очистки. Выход фильтра тонкой очистки через штуцер, являющийся пневматическим сопротивлением, в корпусе прибора соединен с бензиновым фильтром, связанный с кюветом оптического блока.

 

Интерфильтр
Фотоприемник
Фотоприемник
Интерфильтр
Кювета
Источник
излучения
Кювета
Источник
излучения
   
 

 


Рис. 2. Оптическая схема газоанализатора

 

Каплеотбойник имеет в нижней части штуцер для автоматического слива конденсата побудителем расхода.

Блок оптический газоанализатора состоит из излучателя, измерительного кювета, 2-х интерференционных фильтров, 2-х пироэлектрических приемников излучения. ИК-радиация излучателей модулируется обтюратором. Один интерференционный фильтр выделяет полосу поглощения СО, другой – полосу поглощения СН.

Блок электронный предназначен для измерения выходных сигналов первичных преобразователей газоанализаторов ИНФРАКАР, обработки и представления результатов измерений в цифровом виде. Электронный блок газоанализатора содержит: блок питания – 220 В; блок питания от источника постоянного тока напряжением 12 В; блок предварительного усиления сигналов пироэлектрических приемников; микропроцессорный контроллер, в том числе выполняющий функцию измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя; 3 цифровых индикатора; индикаторы единичные включения насоса и продувки воздухом для установки нуля; клавиатуру; датчик температуры.

 

Выход газа
    8
    9
7
6
  5
4
3
3
3
Вход газа

 


Рис. 3. Газовая схема газоанализатора:

1 – зонд газозаборный; 2 – фильтр бензиновый;

3 – побудитель расхода; 4 – каплеотбойник; 5 – фильтр тонкой очистки;

6 – пневмосопротивление; 7 – бензиновый фильтр; 8 и 9 – кюветы

 

Клавиатура содержит кнопки: Насос (Выход), > 0 < (Ввод), Печать (–), 4 / 2 такта (+). Газоанализатор имеет следующие режимы работы, заложенные в меню контроллера: измерение; выбор параметров для настройки. Меню выбора пара­метров для настройки является многоуровневым.

После включения газоанализатора происходит прогрев прибора. В режиме измерения на индикаторах прибора осуществляется выход информации о содержании измеряемых газовых компонентов, в случае загрязнения прибора выводится информация о загрязненном канале на соответствующем индикаторе. Если сигналы меньше минимально допустимого уровня, на индикаторах высвечивается «ЗАГР». Нажатие на кнопку «НАСОС» осуществляет включение-выключение побудителя расхода газа. Нажатие на кнопку ИМ приводит к включению побудителя расхода газа и установлению нулевых показаний. На­жатие на кнопку 4 / 2 такта позволяет установить тип двигателя, к которому подключен тахометр (двух- или четырехтактный). Для изменения уровня чувствительности тахометра необходимо одновременно нажать кнопки Печать и 4 / 2 такта. При этом на индикаторе «СН» появится значение установленного уровня чувствительности. Нажатием на кнопки 4 / 2 такта (+) можно установить требуемый уровень чувствительности тахометра для устойчивого измерения числа оборотов для данного автомобиля. Запоминание установленного уровня производится нажатием кнопки > 0 < (Ввод). Выход без запоминания нажатием кнопки Насос (Выход).

Анализируемый газ поступает в кюветы, где определяемые компоненты, взаимодействуя с излучением, вызывают его поглощение в соответствующих спектральных диапазонах. Потоки излучения характерных областей спектра вы­деляются интерференционными фильтрами (3,4; 4,7 мкм) и преобразуются в электрические сигналы, пропорциональные концентрации оксида углерода и суммы углеводородов.

На лицевой панели прибора (рис. 4) размещены 3 цифровых индикатора: СО; СН; об./мин; единичные индикаторы включения насоса и кнопки для ус­тановки нулей; кнопки Насос (Выход), > 0 < (Ввод), Печать (–), 4 / 2 такта (+).

На задней панели прибора (рис. 5) размещены: разъем для подключения датчика тахометра, разъём К5-232, сетевые предохранители; выключатель прибора СЕТЬ, разъем для подключения электрического питания 12 В, разъем для ПОДКЛЮЧЕНИЯ электрического питания – 220 В, штуцеры СЛИВ, ВХОД и ВЫХОД анализируемого газа; фильтр № 1 для газоанализатора, сборник конденсата.

Анализируемый газ прокачивается побудителем расхода через газозаборный зонд, фильтр Ф1 и поступает в сборник конденсата СК1, происходит отделение влаги от газа. Конденсированная влага автоматически удаляется через штуцер СЛИВ. После удаления влаги анализируемый газ очищается от сажи фильтрами тонкой очистки Ф2 и Ф3, проходит через измерительную кювету оптического блока А1 и через штуцер ВЫХОД удаляется из прибора.

Шкала газоанализатора окиси углерода должна быть отградуирована по бинарной газовой смеси (окись углерода в воздухе или азоте) в объемных долях, выраженных в процентах окиси углерода.

Шкала газоанализатора суммы углеводородов должна быть отградуирована по бинарной газовой смеси (пропан в азоте); в объемных долях, выраженных в частях на миллион гексана (млн-1).

 

 


Рис. 4. Вид спереди (ИНФРАКАР)

 


Рис. 5. Вид сзади (ИНФРАКАР)

7. Порядок и последовательность выполнения работы

 

7.1. Измерение суммарного люфта рулевого управления

7.1.1. Провести внешний осмотр люфтомера, убедиться в отсутствии повреждений и неисправностей.

7.1.2. Собрать штатив с датчиком, для чего установить стойку 10 в гнездо подставки 14 (рис. 1), датчик закрепить в ползуне 11 на высоте, соответствую­щей середине высоты колеса автомобиля.

7.1.3. Установить управляемые колеса автомобиля в положение движения по прямой, сесть за руль автомобиля.

7.1.4. Установить штатив с датчиком на ровной площадке у правого переднего колеса автомобиля так, чтобы наконечник датчика был на расстоянии 2-3 мм от обода колеса автомобиля и по высоте примерно на середине колеса.

7.1.5. Вращая регулировочный винт, подводим наконечник датчика до соприкосновения с ободом и продолжаем вращать винт до загорания сигнальных ламп.

7.1.6. Свободный провод с сигнальной электролампочкой и зажимом типа "крокодил" протянуть через окно в кабину автомобиля.

7.1.7. Взять кронштейн универсальный раздвижной (рис. 1) и растянуть за ручки 1, зафиксировать его на руле горизонтально с помощью фиксаторов 2, поджать резиновым прижимом снизу.

7.1.8. Закрепить присос на лобовом стекле в рабочем положении, при котором указательная нить располагается примерно в средней части угломерной шкалы, параллельно и как можно ближе к ней (с зазором не более 1 мм).

7.1.9. Зажим типа "крокодил" с сигнальной лампочкой закрепить на шкале люфтометра с наиболее удобной стороны.

7.1.10. Повернуть медленно рулевое колесо вправо (от датчика) до тех пор, пока не погаснет сигнальная лампочка (момент трогания колес вправо).

7.1.11. Установить присос с указательной нитью на нуль шкалы.

7.1.12. Вращаем рулевое колесо влево, выбирая люфт до момента загорания лампочек (момент трогания колеса влево). По положению нити относительно угломерной шкалы определяем угол поворота колеса, соответствующий значению суммарного люфта.

7.1.13 Результаты замера заносим в табл. 2.

7.1.14 В случае увеличенного люфта необходимо произвести следующие операции:

– отрегулировать зазор в рулевом механизме (согласно инструкции завода-изготовителя);

– проверить надежность крепления рулевого механизма двигателя, при необходимости подтянуть болты;

– проверить плотность соединения рулевой сошки с валом;

– проверить наконечники рулевых тяг на наличие люфта, при необходимости устранить люфт подтягиванием пробки;

– проверить и при необходимости зашплинтовать пробки рулевых тяг;

– проверить зазор в подшипниках ступиц передних колес, при необходимости отрегулировать.

7.1.15. В случае нормальной величины люфта рулевого колеса произвести только контрольные работы по вышеперечисленным позициям.

7.2. Проверка тормозной системы

7.2.1. Проверить уровень тормозной жидкости в главном тормозном ци­линдре, при величине его менее 10 мм от края заливной горловины долить жидкость до метки max (рис. 6).

7.2.2. Осмотреть места соединений трубопроводов с узлами и деталями тормозной системы, при наличии подтекания жидкости устранить негерметичность системы.

 


Рис. 6. Проверка уровня тормозной жидкости

 

7.2.3. Произвести проверку свободного хода педали тормоза. Устанавливаем около педали линейку или рулетку (рис. 7). Нажимая на педаль рукой, опускаем ее вниз до тех пор, пока не почувствуем увеличение сопротивления движению педали. Для повышения точности замера операцию повторяем несколько раз. Свободный ход педали при неработающем двигателе должен составлять 3-5 мм. Увеличение рабочего хода педали тормоза и ее «мягкость» указывают на наличие воздуха в тормозной системе. Результаты замера заносим в табл. 2.

 

 


Рис. 7. Проверка свободного хода педали

 

7.2.4. При наличии воздуха в тормозной системе ее прокачивают. С этой целью снимают с правого заднего колеса колпачок перепускного клапана и на­девают его на сферический конец резинового шланга длиной 400-500 мм (рис. 8). Свободный конец шланга погружают в приготовленный прозрачный сосуд емкостью 0,5 л, который заполнен на 1/3-1/2 тормозной жидкостью. При этом надо помнить, что тормозные жидкости в тормозной системе автомобиля и емкости должны быть идентичны по основе (касторовое масло или глицерин) во избежание их расслаивания. Отвернув перепускной клапан на 1/2-3/4 оборота, несколько раз резко нажимают на тормозную педаль и медленно отпускают ее, перекачивая жидкость из главного цилиндра в сосуд. Прокачивание продолжается до тех пор, пока из шланга, опущенного в банку, прекратится выделение пузырьков воздуха. Во время прокачивания следует доливать жидкость в глав­ный цилиндр, не допуская снижения уровня жидкости более чем на половину. После этого, задержав педаль в нажатом состоянии, завертывают перепускной клапан. Воздух выпускают последовательно из всех колесных тормозных цилиндров, начиная с правого заднего колеса, затем из правого переднего, левого переднего и левого заднего.

У автомобилей с гидровакуумным усилителем ножного тормоза для удаления воздуха из гидравлического цилиндра предусмотрены перепускные клапаны.

 

 


Рис. 8. Прокачка гидравлической тормозной системы

 

7.2.5. Проверка работоспособности стояночного тормоза автомобиля заключается в обеспечении удержания автомобиля на уклоне 23 % при перемещении рычага на 3-4 зубца сектора. Если требуется большее перемещение рычага или если автомобиль не затормаживается, необходимо отрегулировать стояночный тормоз, отпустив контргайку (рис. 9), и, вращая регулировочную гайку, натянуть трос, затянуть контргайку и проверить, остается ли автомобиль в заторможенном состоянии при перемещении рычага на 3-4 зубца.

 

 

 


Рис. 9. Регулировка стояночного тормоза

 

7.3. Кузов, подвеска, шины

7.3.1. Проверить у кузова: состояние и надежность крепления скобами уп­лотнителей дверей кабины; крепление панелей крыльев, фартуков брызговиков к кузову; состояние и крепление зеркал заднего обзора, кронштейнов зеркал; состояние и крепление держателя запасного колеса.

7.3.2. Проверить у подвески: состояние крепежных элементов подвески; подтекание жидкости из амортизаторной стойки или амортизатора; наличие люфта в подшипниках ступиц колес и в шаровых опорах.

7.3.3. Произвести осмотр шин с целью определения их пригодности к дальнейшей эксплуатации; проверить исправность вентилей, золотников, наличие колпачков.

7.3.4. Определить пригодность шин по износу протектора по центру беговой дорожки при помощи штангенглубиномера (рис. 10). Высота рисунка протектора шин должна быть не менее, мм:

– для легковых автомобилей – 1,6;

– для грузовых автомобилей – 1,0;

– для автобусов – 2,0.

7.3.5. Провести осмотр ободьев для определения дальнейшей пригодности к эксплуатации; выполнить проверку крепления колес и их элементов.

7.3.6. Произвести замер внутреннего давления во всех шинах автомобиля при помощи автомобильного манометра, в том числе и в запасной.

 

 


Рис. 10. Проверка состояния шин

 

7.4. Система питания

7.4.1. Проверить внешним осмотром герметичность соединений системы питания.

7.4.2. Измерить содержание СО и СН в отработавших газах бензинового двигателя при помощи прибора «Инфракар». Для этого необходимо:

– установить прибор на столе или капоте автомобиля; в зависимости от источника электрического питания к разъему на задней панели (рис. 5) подключить кабель питания 220 В или кабель питания 12 В из комплекта принадлежностей;

– к штуцеру СЛИВ подсоединить трубку для сброса конденсата; к штуцеру ВХОД подсоединить через короткую трубку из ПВХ бензиновый фильтр, к нему подсоединить пробоотборный шланг с зондом газозаборным из комплекта принадлежностей;

– ответные провода электрического кабеля при питании 12 В подключаются к двигателю автомобиля следующим образом: зажим красного цвета – к клемме аккумулятора +12 В; зажим черного цвета – к клемме аккумулятора –12 В;

– к гнезду на задней панели подключить кабель с датчиком тахометра, сам датчик подсоединить к высоковольтному проводу 1-й свечи; допускается в качестве источника питания использовать другие источники постоянного тока (сетевые или аккумуляторные), обеспечивающие на выходе постоянное напряжение 12 В при токе не менее 1,5 А. В этом случае красный и черный зажимы кабеля подключаются к альтернативному источнику питания;

– включить питание газоанализатора, прогреть прибор втечение прибли­зительно 15 мин; включить насос; газоанализатор готов к работе;

– произвести подстройку нулей; эта операция производится перед каждым измерением нажатием на кнопку МИ, после подстройки нулей прибор переходит в режим измерения СО и СН; перед подстройкой нулей весь шланг вместе с газозаборным зондом необходимо продуть воздухом нажатием кнопки НАСОС (если он не был перед этим продут);

– нажать кнопку 4 / 2 такта и, в зависимости от числа тактов цилиндров, удерживать се столько времени, пока на дисплее не высветится необходимое число тактов: 4 или 2; после установки в контроллер прибора нужного числа тактов прибор переходит в режим индикации числа оборотов коленчатого вала двигателя; при измерении частоты вращении коленчатого вала в двигателях с 2-искровой системой зажигания в тахометре газоанализатора устанавливается режим так же, как в 2-тактном двигателе;

– для изменения уровня чувствительности тахометра необходимо одновременно нажать кнопки Печать и 4 / 2 такта; при этом на индикаторе «СН» появится значение установленного уровня чувствительности; нажатием на кнопки 4 / 2 такта (+) можно установить требуемый уровень чувствительности тахометра для устойчивого измерения числа оборотов для данного автомобиля; запоминание установленного уровня производится нажатием кнопки > 0 < (Ввод); выход без запоминания – нажатием кнопки Насос (Выход);

– установить газозаборный зонд прибора в выхлопную трубу автомобиля до упора и зафиксировать его зажимом. Показания следует фиксировать через (40-60) секунд после начала измерения и записать в табл. 2; содержание СО и СН в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала, установленных предприятием-изготовителем: минимальной (nmin) и повышенной (nпов) в диапазоне 2000 мин-1; содержание СО и СН не должно быть выше значений, приведенных в табл. 1;

– по окончании работы с автомобилем или при перерыве в работе оператора выключить побудитель расхода газа, дав ему предварительно проработать 5-10 минут для продувки шлангов;

– по окончании работы необходимо выключить питание прибора.

 

Таблица 1

Нормативное значение содержания СО и СН в отработавших газах автомобилей

Частота вращения Предельно допустимое содержание окиси углерода, объемная доля, % Предельно допустимое содержание углеводородов, объемная доля, млн-1
для двигателей с числом цилиндров
до 4 более 4
nmin 1,5
nпов 2,0

 

7.5. Система звуковой и световой сигнализации

7.5.1. Проверить состояние изоляции проводов и надежность крепления оборудования.

7.5.2. При включенном зажигании нажать кнопку аварийного сигнала. Все указатели поворота и красный сигнальный фонарь на приборной доске должны вспыхивать в одинаковом ритме.

7.5.3. Выключить аварийную сигнализацию.

7.5.4. Нажать рычаг включения поворота. При этом должны в одинаковом ритме загораться указатели поворота с одной стороны, а также мигать контрольная лампа на приборной доске.

7.5.5. Повторить п. 7.5.4 для другого положения рычага включения поворота.

7.5.6. Проверить звуковой сигнал.

7.5.7. Результаты занести в табл. 2.

 

 

8. Указания к оформлению отчета

 

8.1. Лабораторная работа выполняется бригадой студентов (3-4 человека). Каждый студент оформляет отчет на листах формата А4.

8.2. В отчете отразить: название лабораторной работы; цель; задание; оборудование, инструменты, материалы.

8.3. Кратко описать порядок и последовательность выполнения работы.

8.4. Результаты замеров и проверок занести в табл. 2.

8.5. Письменно сделать вывод о техническом состоянии проверяемых систем автомобиля.

 

Таблица 2

Результаты замеров и проверок

Наименование операции Ед. измер. Результат замера (проверки) Нормативные значения
Рулевое управление
Люфт рулевого колеса град.    
Тормозная система
Уровень тормозной жидкости в бачке    
Герметичность системы    
Величина свободного хода педали тормоза мм    
Наличие воздуха в тормозной системе    
Работоспособность стояночного тормоза град.    
Кузов, подвеска, шины
Состояние и надежность крепления основных деталей кузова    
Состояние крепежных элементов подвески    
Герметичность амортизатора    
Наличие люфта в подшипниках ступиц колес и в шаровых опорах    
Высота рисунка протектора шин мм    
Внутреннее давление в шинах МПа    
Система питания
Герметичность соединений системы питания    
Содержание СО %    
Содержание СН млн-1    
Система звуковой и световой сигнализации
Состояние изоляции проводов и надежность крепления оборудования    
Работоспособность световой сигнализации    
Работоспособность звуковой сигнализации    

 

9. Контрольные вопросы

 

9.1. Виды ТО и их назначения. Работы, выполняемые при ТО-1 легкового автомобиля.

9.2. Проанализируйте необходимость проверки технического состояния рулевого управления автомобилей.

9.3. Перечислите требования, предъявляемые к рулевому управлению автомобилей.

9.4. Опишите работы, проводимые при техническом обслуживании рулевого управления автомобилей.

9.5. Опишите методику проверки суммарного люфта рулевого управления люфтомером К-524М.

9.6. Перечислите выполняемые работы при ТО-1 тормозной системы.

9.7. Опишите устройство и принцип работы газоанализатора Инфракар.

9.8. Опишите методику регулировки стояночного тормоза.

9.9. Приведите примеры неисправностей покрышек.

9.10. Опишите методику проверки пригодности шин по износу протектора.