Г. Определение стоимости технологии.

Стадия 1. Определение стоимости технологии в любой используемой валюте для конкретного промышленного применения (для всех промышленных применений, которые являются экономически жизнеспособными).

Направлена на определение рыночной стоимости технологии, как стоимости в случае наилучшего и наиболее эффективного использо­вания.

Порядок шагов:

1. Сбор и проверка информации для оценки.

2. Структурирование данных о потенциальной прибыли от выведе­ния на рынок товаров и услуг, основанных на технологии.

3. Формирование потоков денежных средств.

4. Оценка финансовых результатов.

5. Структурирование данных о приемлемости проекта продвиже­ния технологии на рынок.

6. Оценка эффективности технологии.

7. Анализ устойчивости и чувствительности проекта по реализации исследуемой технологии.

8. Выделение из рассчитанного потока денежных средств от продаж продуктов и/или услуг, основанных на технологии, потока денежных средств, обусловленного вкладом технологии в указанные продукты и/или услуги, т. е генерируемого технологией.

9. Определение текущей рыночной стоимости будущего потока до­ходов от освоения технологии, например, методом дисконтирования денежных потоков.

Аналогичные шаги повторяются для каждой выделенной рыноч­ной стратегии продвижения продуктов или услуг, основанных на тех­нологии.

Стадия 2. Определение потенциальной валовой прибыли от лицензирования или валовых продаж продукции

Осуществляется для сценариев вывода технологии на рынок, основанных на лицензировании технологии.

Порядок шагов:

1. Для определения объема, характера и сроков лицензионных пла­тежей в каждом сценарии выведения технологии на рынок, связан­ным с лицензированием, производятся шаги 1-4 стадии 1, направ­ленные на определение потока доходов от использования технологии потенциальным лицензиатом.

2. По данным прогноза денежных потоков, генерируемых при лицензировании технологии у потенциальных лицензиатов, определя­ются потоки лицензионных платежей - роялти.

3. По прогнозным данным о лицензионных платежах также возможна оценка технологии, основанная на дисконтировании потоков роялти, при этом определяется стоимость технологии в корпоративных трансакциях.

Стадия 3. Объяснение методологии получения стоимости, включающее все оправдания и предположения.

Направлена на выбор подхода к оцениванию технологии, а также конкретного метода в рамках подхода.

Порядок шагов:

1. Определение вида стоимости технологии. Виды стоимости тех­нологии в зависимости от состава ее инициаторов и целей ее выведения на рынок могут быть следующими:

· рыночная стоимость как расчетная величина, за которую техно­логия может перейти из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и доб­ровольным продавцом после адекватного маркетинга;

· стоимость технологии при конкретном использовании, опреде­ляемая на основе условий и цели ее использования;

· инвестиционная стоимость технологии, определяемая исходя из ее доходности для конкретного лица при заданных инвестици­онных целях.

Очевидно, что определение стоимости отдельных объектов в со­ставе технологии нецелесообразно, поскольку преимущества в техно­логическом бизнесе связаны с обладанием сосредоточенного портфе­ля прав, основанных на совокупности объектов технологии, поэтому оценка технологии преимущественно проводится как оценка именно портфеля прав. Впрочем, при самом пессимистическом из приемле­мых сценариев может оказаться целесообразным реализация на рын­ке и отдельного объекта технологии, а также могут быть выявлены ва­рианты реализации «избыточного» объекта.

Кроме того, при сравнении рассчитанных стоимостей техноло­гии для каждого из сценариев, основанных как на схемах освоения технологии для производства продуктов и услуг, так и на лицензион­ных схемах, будет определяться так называемая эффективная стоимость – стоимость технологии, равная большей из двух величин – ­ потребительной стоимости технологии и стоимости ее реализации (продажи).

2. Выбор подхода к определению стоимости технологии и метода ее определения.

В силу новизны технологии и инновационного характера осно­ванных на ней продуктов или услуг уже заранее можно определить, чтоглавными принципами, положенными в основу подхода к оценке, будут следующие:

· принцип полезности;

· принцип ожидания или предвидения;

· принцип конкуренции;

· принцип зависимости от внешней среды;

· принцип изменения стоимости;

· принцип наилучшего и на­иболее эффективного использования.

3. Определение стоимости технологии как основы бизнеса.

Использование технологии должно быть технически и юридически осуществимо и обеспечивать собственнику максимальные преиму­щества. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использо­вания применяется из тех соображений, что оценка проводится для будущего использования и не учитывает стоимости технологии в на­стоящий момент, пока технология еще не используется. Для оценки, основанной на принципе наилучшего и наиболее эффективного ис­пользования, проводится анализ всех выделенных сценариев выве­дения технологии на рынок и выбирается наилучший по критерию обеспечения наибольшей рыночной стоимости технологии.

3.1. Сбор и проверка информации для оценки.

Определяется хозяйственная ситуация, в которой используется технология. Перечень субъектов, при частных к использованию техно­логии, составляется на основе данных об участниках проекта ее разра­ботки, о субъектах соответствующего потенциального целевого рынка продуктов и/или услуг, произведенных с использованием технологии, о конкурентах и потребителях. Интересы выделенных субъектов проецируются на выделенную ситуацию. Из числа выделенных субъектов выявляются лица, максимально заинтересованные в успехе продвижения технологии на рынок. Эго могут быть владельцы технологии, потребители на выделенных рынках, инвесторы и т. п. Таким образом, формируется представление о лицах, являющихся солидарными с владельцами технологии инициаторами продвижения технологии на рынок, и их возможностях в технико-экономическом плане.

На основе данных о динамике развития соответствующей облас­ти техники технология идентифицируется как:

· стабильная на протя­жении всего жизненного цикла спроса на выделенном рынке, когда товары разных производителей однотипны и одновременно присутс­твуют на рынке;

· плодотворная, когда технология неизменна в тече­ние длительного времени, однако за это время происходит вывод на рынок нескольких инновационных продуктов;

· изменчивая, когда за время жизни товара на рынке может реализоваться несколько циклов изменения спроса и ситуация характеризуется риском удовлетворе­ния спроса за счет альтернативных технологий.

Определяются характерные временные параметры жизненного цикла технологии, жизненного цикла спроса и жизненного цикла продуктов и услуг для исследуемого сценария, исследуется соотноше­ние указанных жизненных циклов. Таким образом, определяется пе­риод времени, в котором будут действовать преимущества технологии в исследуемой хозяйственной ситуации. На основе информационно­го поиска по базам данных в Интернете, в периодических изданиях и экономических справочниках собирается информация о факторах внешней среды. Источником сведений является нормативная база выделенных рынков по особенностям бухучета, действующим налоговым ставкам, размеру начислений на фонд оплаты труда, регламен­тациям затрат, включаемых в себестоимость продукции, и др.

3.2. Оценка влияния на рыночную стоимость следующих факторов:

· Спрос и предложение на выделенном рынке. Производится на основе данных о потенциальных целевых сегментах и предпоч­тениях потребителей на них.

· Контроль над рынком со стороны инициаторов выведения тех­нологии на рынок. Определяется на основе данных об устойчи­вости потенциальной инновационной монополии, основанной на технологии.

· Доходность соответствующих областей использования и отрас­лей промышленности. Определяется по данным о выделенном потенциальном рынке на основе конъюнктурной и статистичес­кой информации.

· Время, необходимое для освоения и вывода на рынок товаров и услуг, основанных на технологии.

3.3. Структурирование данных о потенциальной прибыли от вы­ведения на рынок товаров и услуг, основанных на технологии. Про­изводится по данным о потенциальных потребителях и структуре соответствующего выделенного целевого сегмента. При этом по ре­зультатам данных о потоках доходов конкурентов при производстве и реализации продуктов и услуг, основанных на аналогичных и альтер­нативных технологиях, а также данных о тенденциях развития требо­ваний потребителя производится определение позиций на рынке.

3.4. Формирование потоков денежных средств. Учитываются дан­ные о доходности использования технологии и данные об измеренных в денежном выражении ресурсах, необходимых для освоения произ­водства, преодоления рыночных барьеров, обеспечения патентной защиты, минимизации рисков и т. п. Для прогнозирования потоков денежных средств используются данные о характерных временных периодах в процессе выведения технологии на рынок. Наиболее важ­ным временным параметром является время «жизни» преимуществ технологии в исследуемой хозяйственной ситуации. Учитывается не­обходимое поступление средств акционеров, кредитов и займов, вы­ручки от реализации продукции (услуг), высвобождение оборотных средств и расходование средств на инвестиции в основные и оборот­ные средства, на производственные издержки, на погашение кредитов (основной части долга и процентов по кредитам), на уплату федераль­ных и территориальных налогов и на выплату дивидендов по акциям. Определяется превышение (дефицит) поступления средств над расхо­дованием, а вместе с ним и финансовая состоятельность выведения технологии на рынок по сбалансированности денежных потоков и отсутствию дефицита средств. Наличие дефицита средств свидетель­ствует о недостаточном объеме финансирования или об убыточности выведения технологии на рынок.

Для прогнозирования потоков денежных средств необходимо вво­дить поправки, обусловленные рисками, связанными с технологией.