Вопрос 33. Документооборот
1. Документооборот - движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения их исполнения и передачи в архив. На предприятии должен разрабатываться документооборот по каждому виду документов в виде инструкций, таблиц, графиков.
За организацию документооборота отвечает главный бухгалтер предприятия. В его функции входит разработка правил документооборота и технологии обработки учетной информации, представленного в виде графика документооборота.
2. Поступившие в бухгалтерию документы до записи в учетные регистры или передачи на машиносчетную установку подвергаются бухгалтерской обработке, которая проводится в три этапа:
* на первом этапе документы проверяются по существу, устанавливаются целесообразность и законность указанной в документе операции, определяются место и сумма данной операции. Здесь может быть использован метод встречной проверки документов;
* второй этап - производится формальная проверка документа, то есть определяется, выписан ли документ на бланках установленной формы, правильность заполнения всех реквизитов, имеются ли предусмотренные подписи должностных лиц, участвовавших в совершении операции и оформлении документов;
* третий этап - проверенные и принятые документы подвергаются группировке, арифметической проверке, таксировке и контировке. Группировка представляет собой процесс учетной обработки документов. Последние подбираются в пачки, однородные по экономическому содержанию зафиксированных в них хозяйственных операций. Характер группировки обусловлен перечнем представленных протаксированных документов.
Цель группировки - подготовить сводные данные по движению отдельных видов имущества и обязательств за отчетный период. Тем самым упрощается ведение первичного учета.
Арифметическая проверка позволяет контролировать арифметические подсчеты итогов, правильность отражения количественных и стоимостных показателей.
Таксировка - перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Осуществляется в самом первичном документе путем умножения соответствующего количества в натуре на цену за единицу. Если в документе указан трудовой измеритель, выраженный в единицах времени (рабочих днях, часах, минутах), то его величина умножается на стоимость единицы данного времени.
Контировка - совершение в первичном документе бухгалтерской записи, то есть проставление корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа. Этот этап представляет собой более высокий уровень работы с документами. 3. Система управления документооборотом в организации налаживается следующим образом: ^ разрабатывается положение о бухгалтерской службе;
• составляются должностные инструкции для работников бухгалтерии и иных работников организации, имеющих отношение к учету;
• составляется график документооборота в организации;
• создаются технологии обработки учетной информации;
• разрабатываются номенклатура дел и порядок текущего хранения документов;
• проводятся экспертиза документов с точки зрения их ценности и подготовка дел к длительному хранению.