VВопрос 30. Документация

1. Все хозяйственные операции должны оформляться на основе оправда­тельных документов. Эти документы служат первичной учетной информа­цией, на основании которой ведется бухгалтерский учет.

Документация - оформление хозяйственных операций документами. При помощи документации производится сплошное отражение хозяйственных операций в момент и на месте их совершения. Документация является од­ной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, в ко­тором все записи производятся только на основании полноценных доку­ментов.

Документация представляет собой поток информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оформление хозяйственных операций первичными документами явля­ется отличительной чертой бухгалтерского учета.

2. Первичный документ - письменное доказательство, что хозяйственная операция совершена или разрешение на ее проведение получено. Инфор­мация о совершенных или разрешенных к проведению операций может быть также зафиксирована на разных материальных носителях. Материаль­ными носителями информации могут быть дискеты, магнитные ленты и др. Их использование зависит от степени оснащенности предприятия сред­ствами оргтехники.При совершении ошибки в составлении первичных документов (где это допускается) неправильный текст или суммы зачеркивают одной чер­той так, чтобы можно-было прочитать зачеркнутое, и над ними производят правильную запись. Об исправлении делают оговорку, указывают дату и заверяют подписями лиц, составивших документ.

3. Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель докумен­та в бухгалтерском учете называют реквизитом.

Реквизиты делятся на обязательные и дополнительные.

Обязательные реквизиты обеспечивают бухгалтерским документам юри­дическую силу. К ним относятся:

• наименование документа (формы), код формы;

• дата составления документа;

• наименование организации, от имени которой составлен документ; V содержание хозяйственной операции;

• измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выра­жении;

• наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяй­ственной операции и правильность ее оформления;

• личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Дополнительные реквизиты определяются особенностями отражаемых хозяйственных операций и назначением документов. В зависимости от ха­рактера операций, требований нормативных актов, методических указа­ний по бухгалтерскому учету и технологии обработки информации в пер­вичные документы могут быть включены следующие дополнительные реквизиты:

• номер документа;

• расчетные счета организации;

• основание для совершения хозяйственной операции.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они состав­лены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты.

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены до­полнительные реквизиты.. В зависимости от места расположения тех или иных реквизитов в доку­ментах форма документов может быть зональной, анкетной, табельной и ком­бинированной:

зональная форма. Документ при построении по данной форме разграф­лен на отдельные зоны. Каждый реквизит размещается в своей зоне, которая является постоянной для данного типа документов, что облег­чает работу с ними непосредственному исполнителю;

анкетная форма предполагает размещение названия реквизитов в левой стороне документа, заполнение их один под другим и сверху вниз;

табельная форма является продолжением зональной формы. В ней рек­визиты расположены по вертикали и горизонтали с выделением для каждой группы нескольких строк, образующих самостоятельную таб­лицу (матрицу);

комбинированная форма сочетает в себе признаки построения ранее рас­смотренных форм - зональной, анкетной и табельной. В зависимости от характера регистрируемых операций формы докумен­тов делятся на:

• типовые — предназначенные для регистрации однородных, распрост­раненных хозяйственных операций (формы кассовых ордеров — КО №1, КО №2, кассовой книги - КО № 4 и др.);

• специализированные — для регистрации узкоспециализированных опе­раций (например, в автотранспортных предприятиях карта учета рабо­ты автомобиля).

Для исключения повторного использования документов ряд докумен­тов подлежит гашению штампом "Получено" или "Оплачено" с указанием даты. Свободные строки подлежат обязательному прочерку.