Тема 14. Культура Древней Греции и её основные достижения.

 

Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европейской культуры. Рубеж 3-2 тыс. до н.э. является важнейшим этапом ее истории, именно тогда в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах возникают первые очаги государственности, этот процесс был прерван нашествием племён с севера. Около 22-го века до н.э. появляются греческие племена, называвшие себя ахейцами или данаями, но завоеватели не смогли покорить остров Крит, который на протяжении веков был зоной наиболее быстрого социально-экономического, политического и культурного процесса. (Система письма А, присущего критянам, не дешифрована до сих пор. Линейное письмо Б, приспособленное к языку ахейцев, дешифровано только в 1953 году английскими учёными М.Вектрисом и Дж.Чедвиком.)

Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите, обычно называют минойской. При раскопках дворца в Кноссе, резиденции царя Миноса, где, по преданиям, родился Минотавр, археолог А.Эванс предложил данное название, ставшее традиционным. Эпоха дворцовой цивилизации охватывает 6 веков: от 2 000г. до 1400 г. до н.э. Критское государство эпохи расцвета было теократией – в одном лице сочетались функции царя и верховного жреца. В конце 15 века до н.э. на Крит обрушилась катастрофа, нанёсшая смертельный удар минойской цивилизации, на ее территорию вторглись ахейцы. В цивилизации Крита господствовала так называемая «дворцовая культура» - дворец был центром общественно-политической, религиозной и экономической жизни. При строительстве главным считались удобства и коммуникации, есть даже системы водоснабжения и вентиляции. На стенах – великолепные фрески, появляется техника живописи в духе реализма, характерного и для керамики того времени. (Фрески и керамика интересны и как источник информации о жизни и культуре островитян.)

Женщины играли в жизни Крита важную роль, о чём говорят не только фрески, но и то, что в пантеоне критян на первом плане женские божества, в которых некоторые учёные видят прототипы греческих богинь.

Около 1700 г. до н.э. формируется культура микенская, которая первоначально находится под влиянием критской (в некоторых источниках их называют крито-микенской культурой), но сохраняет ахейские черты. Женственности, изящности минойской культуры микенцы противопоставляли суровость и мужественность. Это нашло отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей материковой Греции (сцены войны, охоты). Появляются укреплённые дворцы, монументальные гробницы – наиболее пышная «гробница Агамемнона». В микенском пантеоне богов уже встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида (существовал культ Диониса, имя которого встречается как имя человека, а не бога). Существовали торговые и экономические связи с Египтом и другими культурами.

Каждый дворец в эту эпоху – центр самостоятельного государства, но они объединялись в политических и военных целях (так было во время похода на Трою).

Ахейская цивилизация погибает в результате нашествия дорийцев (13-12 вв. до н.э). 11-9 вв. учёные называют тёмными веками (главные источники изучения – археологические материалы и поэмы Гомера). Переходу к новому этапу развития способствовало использование дорийцами железных орудий. В 9 веке до н.э. через финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовали его и создали свой собственный. Не менее важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в разных частях страны (первоначально носили аристократический характер). Древнейшие и самые важные – с 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского (позднее Пифийские в Дельфах и Истмийские в честь Посейдона).

Эпоха дорийцев или «Гомеровская Греция» породила полис – город-государство как особую форму общины. Период 8-6 вв. до н.э. – архаическая Греция, наиболее интенсивное развитие античного общества: возникает классическая рабство, система денежного отношения и рынка; утверждается полис как форма политической организации общества, концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказавшее воздействие на весь античный мир (вплоть до христианства). В этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука; главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и спорт.

Становление греческой аристократии обычно относят к 8 веку до н.э. – это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в неё образ жизни и система ценностей (ведущая роль в политике и правосудии, войнах и т.д.). Расслоение общества и обогащение части населения привело к «великой греческой колонизации» - на берегах Средиземного моря возникают колонии, способствовавшие распространению культурных достижений. Греки начинают осознавать себя единым народом, возникает этническое самосознание.

В основе этики лежит соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического, состязательного начала. Формированию новой полисной (коллективистской) морали способствовала военная организация полиса (строй фаланги). В системе ценностей высшей доблестью полагалась защита полиса, лучшая служба его интересам.

Определённую трансформацию переживала и религия – формируется общегреческий пантеон богов. Свидетельство тому – поэма Гесиода «Теогония». Из-за политической раздробленности единой религии не сложилось, нет жреческого сословия как касты, в полисах сложились очень близкие, но не идентичные религиозные представления. Для греческого сознания характерен не только политеизм, но и анимизм – одушевление природы.

Архаическая эпоха – время становления архитектуры. Примат общественной, в первую очередь сакральной, храмовой архитектуры – характерная черта искусства того времени. Среди сооружений первенствовали храмы богов - покровителей полиса. Характерная особенность зодчества – применение ордеров, то есть особой системы построения зданий. Ордерное здание имеет ступенчатое основание, на которое ставили ряд несущих вертикальных опор – колонн. Первоначально храмы строились на акрополях – древних центрах поселений (позднее – на агоре, главной площади города).

Предположительно в 7 веке до н.э. сложились 2 художественных направления в архитектуре: дорический и ионический ордера. Для дорического характерно стремление к монументальности, серьёзности, совершенству пропорций (боковая стена должна иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс одну), примером чего служит храм Зевса в Олимпии.

Ионийский стиль воплощал стремление к лёгкости, изяществу, прихотливости линий, позднее отражает стремление к большей декоративности и пышности под влиянием Востока. Колонна здесь – элемент не только конструктивный, тектонический, но и декоративный. Передний зал уходит глубже и поделен на нефы тремя рядами колонн. Капитель лёгкая, с завитками, волютами, орнаментом. Различны и формы колонн – дорическая вырастает как дерево из земли, из площадки, основания. Ионическая имеет сложный цоколь. Углубление на ионической колонне глубже и тоньше, богаче, чем на дорической.

Древняя Греция была мраморной, но здания имели богатую роспись.

Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства (дары богам включали и произведения искусства). В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура, каменная и бронзовая. Складываются школы (в Аргосе, Коринфе, на острове Наксосе и Паросе, а также милетская школа). В 7-6 вв. до н.э. господствует два типа фигур: обнажённая мужская фигура и задрапированная женская. (Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях.) По этому типу изготавливались надгробные статуи и изображения божеств.

Греческая монументальная живопись известна намного хуже чем вазопись, в которой в 7-8 вв. преобладали коринфские и радосские вазы с цветными росписями («ковровый стиль»). В 6 веке до н.э. господствует чернофигурный стиль – закрашенные чёрным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины.

Архаика – период перехода от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его пониманию (качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества).

В начале архаической эпохи господствующим жанром литературы был эпос, унаследованный от предшествующих эпох. Позже главенствуют лирические жанры, отражающие переживания человека. Поэзия Тиртея воодушевляла спартанцев во время битв, жизнь, полную невзгод и страданий прожил Архилох, нигде не нашедший счастья. «Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкой нежной» - обращается Алкмей к своей современнице. В центре её творчества – любящая и страдающая женщина, возлюбленная или мать. Поэзией красоты, любви и веселья называл своё творчество Анакреот. К концу эпохи архаики возникает театральное искусство, корни которого лежат в народных обрядах земледельческих культов, рождается художественная проза.

На смену архаике приходит классический период – 6-5 вв. до н.э. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема и полного расцвета культуры и искусства. В полисах того времени совпадают социальная и политическая структура, он обладает верховным правом на землю, имеет свои органы управления (окончательное слово за народным собранием), военная организация (ополчение граждан) дополняется демократией (в Афинах), расцвет которых связан с деятельностью Перикла. Новые классические тенденции хорошо просматриваются в градостроительстве (регулярная система планировки). Основным типом общественных зданий является храм. В 5 веке до н.э. в Олимпии строится храм Зевса со статуей Фидия (одно из «чудес света», не сохранившееся и известное внаши дни только по описаниям). Афинский Акрополь – вершина древнегреческой архитектуры включал ряд сооружений: парадные ворота (Пропилеи), храм Ники Аптерос, Эрехтейон и Парфенон. Строительством последнего руководили Перикл и Фидий. Храм имел богатое скульптурное оформление – 92 метопы и ионический рельефный фриз. Фидий, помимо статуи Афины-Девы (Парфенос), создал Афину-Промахос (победительница).

Скульптура и живопись развивали предшествующие традиции – изображения богов и героев (покровителей полиса и «идеальных» граждан). Искусство сделало шаг к реализму в соответствии с распространением идеи «мимезиса» - подобия, как основной эстетической категории. Развитие скульптуры в 5 в. связано с именами 3-х прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия.

Мирон – наиболее прославлена его работа «Дискобол». У Поликлета преобладали изображения атлетов как воплощение лучших черт гражданина. Величие, отрешенность, неземная красота – характерные черты произведений Фидия.

Эволюцию греческой мысли в 5 в. до н.э. нетрудно проследить, сравнив двух знаменитых историков: ионийца Геродота («отца истории») и родившегося на 25 лет позже Фукидида. Первый много путешествовал, но его мышление ещё вполне традиционно, история выступает у него как цепь преступлений и наказаний. Миф переплетается с реальностью – он не сомневается ни в реальности самих богов, ни в их способности вмешиваться в человеческую жизнь.

Фукидид, описавший Пелопонесскую войну, иначе относится к действительности, описывая события, очевидцем которых он был. История направляют не боги, а люди, действующие в соответствии со своими интересами.

«Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежащих к школе Гиппократа (вторая пол. 5-нач. 4 вв. до н.э.) даёт представление о медицинской практике и знаниях того времени. Методы их основаны на практике, опытах, стремлении к быстрой и точной диагностике, использовании гигиены и диеты. Гиппократ видел источники недугов в климатических условиях, в нарушении гармонии между четырьмя соками, или «гуморами» - кровью, слизью, желчью и чёрной желчью. Отсюда, сангвиник отличается избытком крови в организме, у флегматика слишком много слизи, у холерика – желчи, а у меланхолика – чёрной желчи.

О точных науках классического периода известно мало, однако многочисленные имена математиков и астрономов того времени, сохранившиеся в античных сочинениях, говорят об успехах наук. (Метон – сконструировал солнечные часы и провёл реформу календаря.)

Подобно тому, как эпоха архаики в Греции выразила себя в лирике, классический период заговорил языком аттической трагедии (буквально – «песня козлов»), возникшей из хоровой песни и народных театрализованных «дионисий». Поначалу участники представления разыгрывали сцены из мифов о Дионисе и других божествах, исполняемых хором и одним актером, потом Эсхил вывел перед зрителями второго актёра, а Софокл – третьего – и появилась драма (но роль хора сохранилась). Это сближает греческую трагедию с нынешней оперой и ораторией. Представления длились три дня, во время праздника Диониса, давали подряд три трагедии, затем «сатирову драму» - мифологический сюжет, что позволяло зрителям передохнуть. (Автор представлял полную тетралогию – весь цикл.)

Античная трагедия обязана своей неувядающей славой трём великим поэтам: Эсхилу, Софоклу и Еврипиду. Первый связан с нарождающейся демократией («Персы», «Орестея», «Прикованный Прометей» и др.), но поступками людей, по мнению Эсхила, управляют справедливые боги. Эта воля богов у Софокла всесильна и скрыта от смертных. Конфликт его трагедий – противоборство человека и неотвратимого рока («Антигона», «Царь Эдип»).

Еврипид полон скепсиса, доходя до прямого богоборчества, так как в его произведениях не боги, а порывы человеческой души определяют судьбы людей. Любовь и ненависть, порождённые самой человеческой природой, заставляют страдать и действовать его героев («Федра», «Медея»). В его сюжетах есть быстрота смены ситуаций, непредсказуемость, много реалистических и бытовых подробностей. Трагедия богов и героев превратилась в трагедию людей.

Как возникла трагедия, ещё не совсем ясно. Но генезис комедии вообще загадочен. Первая сохранившаяся комедия Аристофана «Ахарняне» была представлена в 425 г. до н.э. (от более ранних сохранились отрывки и фрагменты). Сочетание комического и драматического элементов характерны для этого жанра театрального искусства, ведь само слово комедия – «песня комоса», праздничного деревенского шествия. И сегодня аттическая комедия поражает богатством фантазии, силой язвительной сатиры, острой политической направленностью. Комедия включала в себя лирику, грубый площадный юмор, непристойности, пафос – всё смешивается в ней, обеспечивая долгую жизнь в веках. Таковы комедии Аристофана «Облака», «Мир», «Лисистрата», «Ахарняне» и др.

Сложная эволюция происходит в философской мысли Древней Греции, важнейшей чертой развития которой явилось выделение из натурфилософии отдельных наук.

Особую роль в жизни Греции играли праздники – в Афинах их было около 60. Именно в праздниках проявлялся наглядно всенародный характер греческой культуры, её демократизм и дух соревнования.

В 4 веке до н.э. начинается – кризис древнегреческого полиса, наиболее сильно коснувшийся Афин. Возрождается тирания, распадаются союзы, ни одно из государств не могло играть ведущую роль.

На арену истории выходит Македонское царство. Но именно этот период подарил миру достижения в литературе, науке, философии, искусстве, связан с творчеством Платона и Аристотеля. Растёт индивидуализм, что ведёт к кризису коллективистской полисной морали.

Расцветает ораторское искусство, прежде всего судебное красноречие (Лисий, Сократ, Демосфен).

Греческая скульптура этого времени представлена творчеством Тимофея, Праксителя, Лисиппа, которые отходят от простых и строгих принципов эпохи «высокой классики». Всё большее внимание сконцентрировано на передаче индивидуальных черт человека, его внутреннего мира, чувств. (Пракситель – Афродита Книдская) Те же черты присущи и живописи. (Павсаний изобрёл технику энкаустики – живописи восковыми красками, он стремился к решению сложных технических задач)

Своеобразным переходом от классической к эллинистической эпохе является время Александра Македонского (с 336 до 323 гг.), определившее дальнейший ход античной истории на несколько столетий вперёд. Мировая держава Александра не выдержала испытания временем, но с нее начинается новый период в истории античности. В эпоху эллинизма началась ломка этнической, полисной и религиозной замкнутости, возникли новые формы государства, расширились обмен и торговля, заложены основы новых верований. В результате походов Александра произошла подлинная встреча Востока и Запада, которая сказалась как взаимное культурное обогащение.

Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих регионов. Утрата Грецией независимости переместила культурные центры за её пределы. Культура стала более открытой, космополитической, делом элиты.

На рубеже 3-2 вв. до н.э. – расцвет философии и техники. Первоначально центр Александрия, потом – Пергам.

В 3 веке до н.э. греки столкнулись с римской цивилизацией.