Обучение без учителя. Правило Хебба
Ассоциативная память представляет собой распределенную память, которая обучается на основе ассоциаций, подобно мозгу живых существ. Существуют два типа ассоциативной памяти: автоассоциативная и гетероассоциативная. При решении задачи автоассоциативной памяти в нейронной сети запоминаютсяпередаваемые ей образы (векторы). Затем в эту сеть последовательно подаются неполные описания или зашумленные представления хранимых в памяти исходных образов, и ставится задача распознаванияконкретного образа. Гетероассоциативная память отличается от автоассоциативной тем, что набору входных образов ставится в соответствие другой набор выходных сигналов.
Пусть хк – ключевой образ (вектор), применяемый для решения задачи ассоциативной памяти, а уk — запомненный образ (вектор). Отношение ассоциации образов, реализуемое такой сетью, можно описать следующим образом: yk ↔ хк где q — количество хранимых в сети образов. Ключевой образ X* выступает в роли стимула, который не только определяет местоположение запомненного образа уk, но и содержит ключ для его извлечения.
В автоассоциативной памяти yk = хк. Это значит, что пространства входных и выходных данных сети должны иметь одинаковую размерность. В гетероассоциативной памяти ук ≠ xк. Это значит, что размерность пространства выходных векторов может отличаться от размерности пространства входных, но может и совпадать с ней.
Для настройки нейронных сетей, предназначенных для решения задач автоассоциативной памяти, используется обучение без учителя, а в сетях гетероассоциативной памяти – обучение с учителем.
Одним из первых подходов, используемых при обучении ИНС без учителя, является правило Д. Хебба, которое в нейрофизиологическом аспекте формулируется так:
Если аксон клетки А находится на достаточно близком расстоянии от клетки В и постоянно или периодически участвует в ее возбуждении, то наблюдается процесс метаболических изменений в одном или обоих нейронах, выражающийся в том, что эффективность нейрона А как одного из возбудителей нейрона В возрастает.
Применительно к искусственным нейронным сетям:
1. Если два нейрона по обе стороны синапса активизируются синхронно (т.е. одновременно), то синаптический вес этого соединения возрастает.
2. Если два нейрона по обе стороны синапса активизируются асинхронно, то такой синапс ослабляется или вообще отключается.
Простейшая форма обучения Хебба имеет следующий вид:
(6.1)
где yj – выход элемента из предыдущего, одновременно – вход для нейрона i;
wji – вес входа нейрона i, по которому принимается сигнал от нейрона j.
Существенный недостаток данной реализации: возможно нарастание силы связи, которое приводит к нестабильной работе сети. Более совершенные реализации:
– ковариационное обучение: используются отклонения сигналов от средних значений на небольшом промежутке времени;
– дифференциальное обучение: используются отклонения значений сигналов от значений на предыдущей итерации;
– обучение с забыванием, γ – параметр скорости забывания, не более 0,1.