Лекция 2. Генезис и эволюция финансов

1. Происхождение финансов

2. Необходимость и сущность финансов

3. Функции финансов

 

1. Происхождение финансов

 

Изучение происхождения и развития финансовых отношений начнем с изучения происхождения слова (термина) «финансы».

Слово «финансы» происходит от латинского слова «finis», что в переводе означает конец, окончание, завершение, финиш. Во взаимоотношениях между князем, купцом, феодалом, монархом и т.д. и крестьянином это слово означало «завершение платежа», «окончательный расчет».

Соответственно, крестьянину выдавали документ, который назывался «fine».

Позже от слова «fine»произошло слово «financia», что означало «платеж». В последствии к нему добавили слово «pecuniaria», что в переводе означало «денежный». Таким образом, словосочетание «financia pecuniaria», то есть «денежный платеж», считается основой термина «финансы».

В 16 веке во Франции финансы означали совокупность государственного имущества. Позже в других западноевропейских языках публичные финансы означали совокупность государственных доходов и расходов.

В 15-18 вв. в Германии финансы означали лукавство, вымогательство, находчивость или просто обман.

Близким по происхождению к слову «finis» является слово «fiscus», что в переводе означает «фиск», «казна». Прямое значение этого слова состояло в том, что это плетеная корзина, куда собирали натуральные повинности и сборы. Позже «fiscus» стало означать «денежные и материальные ценности, которыми располагало государство».

В процессе своего развития финансы совершенствовались и играли разную роль в общественной жизни. Этот процесс был тесно связан с развитием человеческой цивилизации.

Отличия между финансами в отдельных человеческих цивилизациях обусловлены следующими причинами:

1) каждое новое общественное устройство порождает новую систему экономических отношений. Так, если рабовладельческому и феодальному обществу соответствовали натуральные отношения, то и формирование доходов государства имело преимущественно натуральный характер. Капиталистическое хозяйство является товарно-денежным. Соответственно и формирование доходов государства осуществляется в денежной форме.

2) каждой общественно-экономической системе соответствует определенная классовая структура общества. При этом финансы не могут не учитывать отношения распределения национального дохода, организовывая его перераспределение в пользу государства;

3) в каждой общественно-экономической системе финансы подчинены целям и задачам государства, которое защищает в той или иной степени интересы населения страны.

Финансы возникли на определенном этапе развития человеческого общества. Их появлению предшествовали две предпосылки: образование государства и развитие товарно-денежных отношений. По мере развития товарно-денежных отношений государственные доходы и государственные расходы превращаются из расходов натуральных в денежные расходы. Это превращение происходило на протяжении многих веков, и только с развитием товарного производства государственные доходы и государственные расходы окончательно складываются в систему денежных отношений. Рассмотрим это более подробно.

С разделением труда и возникновением товарного обмена появилось имущественное неравенство. Потребовалась сила, способная защитить собственность. Такой силой стало государство, пришедшее на смену родовой общине.

Первое большое разделение общества на классы – это разделение на рабовладельцев и рабов, и первое государство – рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической системы к феодальной привел к возникновению феодальных государств.

В докапиталистических цивилизациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различных натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито в тот период только в армии. Так, в Римской империи вводятся денежные выплаты для наемников и офицеров. Денежных расходов также требовали такие мероприятия как организация зрелищ, помощь безработным свободным гражданам. Поэтому в дополнение к военной добычи и контрибуциям вводятся денежные налоги. Первым таким налогом был налог на покупку и продажу раба. Существовал также налог на продажу непродовольственных товаров. Во время войны каждый гражданин платил чрезвычайный налог на имущество. Существовал также налог на наследство.

Главными расходами государств в тот период были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, оросительных каналов, портов, дорог, водопроводов).

Главными доходами государств того периода были доходы от государственного имущества (доменов) и монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю отдельными товарами (регалий), военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные повинности, пошлины, займы.

Государство (публичная власть) должно было содержать тюрьмы, армию и т.д. Для этого были необходимы налоги, которые были неизвестны родовому обществу. Государство стало брать взаймы, так как налогов было недостаточно. Так появились публичные доходы и публичные расходы.

Феодализм как общественная формация развивался или на основе рабовладельческого строя или патриархального строя. Роль централизованного правительства и его функции в каждой стране определялись степенью влияния феодалов. В пределах своей вотчины феодал устанавливал собственную систему налогов. Центральная власть могла вмешиваться в хозяйственную жизнь, в частности, облагать население налогами, только с согласия феодала.

На Руси длительное время государственные фонды формировались за счет дани, позже были введены налоги из серебряного и медного литья, впоследствии появились торговая и судебная пошлина.

В процессе постепенного развития капиталистических отношений все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства, доля натуральных повинностей и сборов резко сокращается.

На ранних этапах существования государства не существовало разграничения между ресурсами государства и главы государства, то есть монарх распоряжался средствами страны как своей собственностью.

С отделением государственной казны от собственности монарха (в результате первых буржуазных революций в Центральной Европе в XVI – XVII вв. власть монархабыла урезана, и произошло его отделение от государственной казны) возникают понятия «государственные финансы», «государственный бюджет», «государственный кредит».

Именно государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI – XVIII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. В этот период государственные займы и налоги широко используются для создания первых капиталистических предприятий. В этот период развивается система протекционизма, которая дала возможность первым капиталистам устанавливать на продукцию высокие цены, получать высокие прибыли, значительная часть которых направлялась на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран конца 19 ст. характерным становится то, что более 2/3 государственных расходов использовалось на военные цели и на погашение государственного долга и процентов по нему. Значительно увеличиваются расходы на содержание государственного аппарата. Расходы на образование и охрану здоровья были незначительными. Главными источниками наполнения бюджета страны становятся налоги, в первую очередь, непрямые.

Для 20 в. характерно стремительное развитие производительных сил, создание монополистических объединений, слияние государства с монополиями, расширение функций капиталистических государств. Государство обеспечивало не только обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, распределение и использование общественного продукта, но и содействовало становлению и развитию денежно-кредитной системы, инфраструктуры рыночных отношений.

В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно во время второй мировой войны, резко увеличиваются государственные расходы. В послевоенные годы расходы государства несколько сокращаются, но впоследствии имеют тенденцию к увеличению.

После второй мировой войны в структуре государственных расходов произошли существенные изменения. Так, доля расходов на милитаризацию уменьшилась по сравнению с их долей в конце 19 – начале 20 вв., а доля расходов на социальное обеспечение, образование и охрану здоровья, наоборот, резко увеличилась. Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в некоторых странах Западной Европы (например, в Норвегии и Швеции) расходы на социальные нужды стали одними из самых главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».

Таким образом, финансы – это историческая категория, так как она имеет стадии возникновения, развития, то есть изменяется во времени.

Характерные черты возникновения финансов:

1) Отделение главы государства от государственной казны, в результате чего образовался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично.

2) Формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер, то есть возникли государственные доходы, государственные расходы, определился их состав и структура, а также законодательная база. Основными направлениями расходов стали управление, военные цели, экономика, социальные нужды, содержание двора монарха. Расходы на управление до сих пор во многих странах постоянны и составляют 11-13%.

3) Налоги стали взиматься в денежной форме (до этого носили натуральный характер).

Таким образом, можно выделить два этапа развития финансов:

1) первый этап – неразвитая форма финансов, которая характеризуется непроизводительным характером финансовых отношений (основная масса денежных средств – 2/3 – расходовалась на военные цели и не воздействовала на экономику) и узостью финансовой системы (она состояла только из одного звена – бюджета).

2) второй этап – финансы как инструмент воздействия на общественное производство, который характеризуется множеством звеньев финансовой системы (то есть, разнообразием финансовых отношений) и активным воздействием финансов на экономику.

 

2. Необходимость и сущность финансов

 

В научной литературе существует множество определений сущности финансов. Мы с вами рассмотрим одно из наиболее емких определений, которое в полной мере отражает сущность финансов.

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Под централизованными фондами денежных средств понимают фонды, образуемые на уровне государства. Под децентрализованными фондами – фонды, образуемые на уровне предприятий.

Соответственно, централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. Децентрализованные финансы – это экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов предприятий.

Финансы имеют следующие особенности:

1) они обусловлены товарно-денежными отношениями, являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Причиной появления финансов можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления. Они обеспечивают кругооборот производственных фондов, регулируют структуру экономики, стимулируют развитие НТП.

2) финансы – это экономическая категория. Они отражают распределительные отношения, которые являются частью экономических отношений, существующих объективно, следовательно, они отражают объективно существующие отношения. Финансы возникли объективно на определенной ступени развития общества. Возникновение финансов, как и их отмирание, не является результатом деятельности государства. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство своей деятельностью может влиять на развитие финансовых отношений, но создавать или отменять эти отношения государство не может. Оно может устанавливать только формы проявления этих отношений: создавать или отменять какие-либо фонды, вводить или отменять какие-либо платежи.

3) финансы – это всегда денежные отношения, однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Денежные отношения характеризуются равноправием субъектов этих отношений. Финансовые отношения характеризуются разными правами для субъектов этих отношений (например, государство обладает особыми полномочиями). Рассмотрим это более подробно.

Финансы отличаются от денег, как по количеству, так и по виду выполняемых функций. Деньги выполняют пять функций (мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги), а финансы выполняют две функции (распределительную и контрольную). Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости, который выделился в процессе исторического развития. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за образованием использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов – обеспечить потребности предприятий и государства в денежных средствах, а также контролировать использование этих денежных средств.

Таким образом, денежные отношения шире, чем финансовые. Если предприятие реализует свою продукцию, получая соответствующую выручку, то происходит смена форм стоимости (Т-Д). Но в этих денежных отношениях не происходит распределения и перераспределения доходов и накоплений. Если же предприятие возмещает за счет выручки стоимость сырья и материалов, выполняет обязательства перед бюджетом, то это уже финансовые отношения, поскольку они связаны с распределением доходов и накоплений в целях удовлетворения общественных потребностей.

Примером денежных отношений могут быть:

- калькулирование себестоимости и установление цен на продукцию;

- приобретение товаров и услуг.

Примером финансовых отношений могут быть:

- отношения между предприятиями и государством (например, по поводу уплаты налогов);

- отношения между гражданами и государством (например, по поводу уплаты налогов);

- отношения между звеньями бюджетной системы (например, между государственным бюджетом и местными бюджетами);

- отношения между предприятиями, гражданами и страховыми компаниями (по поводу уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения);

- отношения внутри предприятия (в процессе кругооборота денежных фондов предприятия);

- отношения между предприятиями и их объединениями (в процессе создания централизованных фондов и резервов).

 

3. Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции контрольную и распределительную. Эти функции осуществляются финансами одновременно.

Специфическое назначение финансов состоит в том, чтобы распределять и пе­рераспределять стоимость жизненных ценностей от одних субъектов к другим, от имущих и производящих граждан в пользу неимущих и непроизводящих.

В большинстве стран нетрудоспособное население, к которому относят:

- лиц, не дос­тигших 16-18 лет,

- лиц, находящихся в специализированных уч­реждениях,

- лиц, выбывших из состава рабочей силы,

составляет 40-60%. Безработные составляют 2-5%, занятые в бюджетных учреждениях – 10-15%. Поэтому, чтобы любое государство, в частности Украина, существовало нормально, стоимость, создаваемую 50 млн. работника­ми, необходимо рационально разделить между 145 млн. человек. Большая часть данного процесса осуществляется посредством финансового рас­пределения и перераспределения.

Распределительная функция финансов — объективная и основная. Эта функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые фонды в соответствии с потребностями общественного производства. Через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Распределительная функция проявляется при распределении ВВП и НД страны. В идеале цель этого распределения – развитие производства, укрепление государства, повышение уровня жизни населения.

Распределительная функция реализуется при распределении стоимости общественного продукта на отдельные элементы (c, v и m), в результате чего происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Субъектами распределения выступают физические и юридические лица — участники общественной деятельности, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Это граждане, организации, государство.

Исходный (первый) этап возникновения финансовых отношений – первичное распределение стоимости (первоначального капитала) граждан на целевые и инвестиционные фонды. Последние призваны обеспечить условия для рыночного производства.

На втором этапе образуются производственные фонды и активы, необходимые для создания новой стоимости.

На третьем этапе стоимость создаваемых ценностей распределяется на фонд возмещения потребленных ценностей (основных и оборотных средств), фонд заработной платы наемных работников и доходы (прибыль, процент, ренту) инвесторов.

Названные три этапа составляют первичное распределение мате­риальных ценностей между собственниками, организаторами и непо­средственными участниками производства, в результате чего происходит формирование первичных (основных) доходов. Они делятся на две группы (см. схему). Первая группа – ЗП рабочих, служащих, фермеров, занятых в сфере материального производства. Вторая группа – доходы предприятий сферы материального производства. Первичное распределение стоимости ценностей (первоначального капитала) осуществляется на целевые потребительские, страховые и инвестиционные фонды.

Однако первичные доходы еще не образуют общественные денежные фонды. Необходимо дальнейшее перераспределение стоимости.

Дальнейший процесс дви­жения стоимости отражает перераспределение. Его суть заключается в отчуждении стоимости одних в пользу других, в резуль­тате чего формируются конечные денежные фонды всех субъектов общества. Перераспределение стоимости связано:

- с наличием непроизводственной сферы (культуры, здравоохранения, образования);

- межотраслевым и территориальным перераспределением;

- перераспределением между различными социальными группами.

Таким образом, перераспределение ВВП происходит между раз­личными сферами, отраслями и регионами страны, формами собст­венности, социальными группами и членами общества.

В результате перераспределения образуются вторичные (производственные) доходы (доходы в непроизводственной сфере, налоги). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования НД.

Как распределение, так и перераспределение в действительно­сти означают использование фондов для одних субъектов и форми­рование фондов для других.

Таким образом, принимая активное участие в распределении и перераспределении национального дохода, финансы содействуют трансформации пропорций, которые возникают вследствие первичного распределения национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, полученные в процессе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, - между объемом денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления, – с другой.

Перераспределение национального дохода в Украине происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных областей экономики, в пользу наименее обеспеченных групп населения.

Финансы выполняют также контрольную функцию. Поскольку финансы являются инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают распределительный процесс.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная и распределительная функция взаимосвязаны между собой. Одновременное действие двух функций позволяет полностью проявиться экономической сущности финансов.

Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля,

- во-первых, за движением и образованием материальных ценностей в обществе, главным образом для полнокровного акку­мулирования доходов,

- во-вторых, за ходом расходования и исполь­зования средств.

Проявление финансового контроля самое разно­образное. Он действует при движении денег и капитала через сис­темы и формы расчетов, кредита, налогообложения, залога и др.

Реализуется контрольная функция через финансовую информацию, которая заключена в финансовых показателях.

Контрольная функция финансов осуществляется, прежде всего, субъектами – собственниками фондов. В зависимости от них разли­чаются частный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский), общегосударственный, межгосударственный и общественный фи­нансовый контроль.

В современных условиях финансовый контроль должен обеспечить развитие общественного и частного производства, ускорение НТП, повышение качества работы во всех сферах экономики. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и направлен на улучшение экономического стимулирования, рациональное и экономное расходования материальных, трудовых, финансовых и естественных ресурсов, сокращение непроизводительных затрат и т.п.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий относительно расчетов и платежей.

Контрольная функция финансов проявляется также в процессе многогранной деятельности финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой администрации осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при выполнении доходной и затратной частей бюджетной системы. Основными задачами финансового контроля являются:

- проверка соблюдения законодательства по финансам;

- своевременное выполнение финансовых обязательств (перед бюджетом и др.);

- выполнение обязательств по расчетам и платежам.

- Она реализуется по трем направлениям:

- уровень предприятия;

- уровень органов контролирующих деятельность предприятия;

- контроль по линии бюджетной системы

Значение контрольной функции финансов резко возрас­тает в условиях современного этапа перехода к рыночной экономи­ке, когда интересы субъектов ставятся превыше всего.