Культура Украины в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще оставалась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд ли можно считать украинским отражением идеологии Просвещения, они скорее завершают предшествующий период культуры. Просветительский тип представлен в украинской культуре весьма слабо. Начиная с первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. и при ее дальнейших разделах объективно происходит объединение разных частей украинской территории и их населения, но процессу консолидации украинцев продолжает препятствовать конфессиональная разобщенность. Как известно, уравнение в правах православных с католиками в Речи Посполитой и борьба против этого, начатая Барской конфедерацией в 1768 г., послужили основой для вмешательства России, что затем привело к разделам Польши. Таким образом, мы видим, что религиозно-культурный фактор сыграл гигантскую роль в исторической судьбе Речи Посполитой и Восточной Европы в целом.
Западная Украина вошла в состав Австрийской империи в эпоху реформ Иосифа II. Многие из них касались и церкви и, как ни парадоксально, переход Галиции в руки Габсбургов весьма благоприятно сказался на статусе униатской церкви. Австрийское правительство, проводя секуляризацию и ставя церковь под жесткий государственный контроль, в итоге осуществило многие из давних программных устремлений православного духовенства, перешедшего в унию. Только в Галиции униатская церковь обрела тот же статус, что и католическая церковь, стала официально именоваться греко-католической (с 1774 г.), и униатство (или католицизм восточного обряда) как конфессия приобрело свой современный облик.
В 1775-1784 гг. в Вене работала семинария для подготовки униатского духовенства. В 1783 г. ей на смену пришла греко-католическая семинария во Львове. В 1784 г. был открыт Львовский университет, где преподавание велось на латыни. Чтобы сделать университетские курсы доступными и униатскому духовенству, при нем было открыто специальное отделение («Studium Ruthenorum»), существовавшее до 1809 г. Преподавание здесь велось на «языке рутенскои церкви». Главным результатом этих мер было формирование к началу XIX в. нового поколения униатского приходского духовенства, несравненно более просвещенного и лучше профессионально подготовленного, чем прежде.
Униатская церковь в лице епископов Льва Шептицкого и Максимилиана Рылло оказалась в орбите влияний культуры и идеологии Просвещения, они пытались предпринять ряд реформ в этом духе. Их дело продолжил униатский митрополит Феодосии Ростоцкий, на время которого пришлись второй и третий разделы Польши. Он первым из униатских иерархов стал в 1790 г. сенатором, а также главой сеймовой комиссии по делам греко-католической церкви. Было решено создать семинарии для подготовки белого духовенства, назначить епископам постоянные пенсии. На основе Конституции 3 мая 1791 г., провозгласившей религиозную свободу, было решено создать автокефальную православную церковь в Речи Посполитой. Для этой цели в 1791 г. в Пинске был созван собор православного духовенства, решения которого были одобрены сеймом, хотя Рим выразил свое недовольство. Россия в 1795 г. в ответ на отказ Феодосия Ростоцкого присягнуть Екатерине II упразднила на Украине митрополичью кафедру и 4 униатские епархии, оставив Полоцкую архиепископию. На присоединенных территориях были созданы 4 новые православные епархии. В 1795 г. упразднены все базилианские монастыри, а их имущество передано казне. Простые униаты в большинстве переходили в православие, реже — в католичество по призыву могилевского католического епископа Станислава Богуша-Сестренцевича, поддерживавшего политику Екатерины П.
В культуре сохраняются старые, привычные формы. В 1791 г. Почаевская лавра издала «Богогласник» — ставший популярным в очень широкой среде сборник религиозных полуфольклорных песен украинско-белорусских униатов. Сохраняет свое значение рукописная книга. В середине XVIII в. начинается процесс становления новой украинской литературы. Он подготавливается сатирами середины - второй половины XVIII в., где барочная смеховая стихия приобретает некоторое просветительско-обличительное звучание, оставаясь в целом в рамках народной смеховой культуры. Таковы антиклерикальные «Пекельный Марко», «Плач киевских монахов», высмеивающие дворянских выскочек «Доказательства Хама Данилея Куксы потомственных». Украинский стих окончательно переходит на силлабо-тоническую систему. Интереснейшим историко-художественным сочинением стала анонимная «История русов» (рубеж XVIII - XIX вв.), излагавшая историю Украины с древнейших времен, делая акцент на 1648-1654 гг. Автор осуждал полонизацию, религиозные притеснения, крепостное право с позиций республиканизма, выражая настроения той части дворянства, которая была увлечена стариной и идеей автономизации. Сочинение, превосходно написанное по-руссжя приобрело широкое хождение.
Воспитанники музыкальной школы в столице гетманства Глухове М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский, пройдя итальянскую школу, возвестили переход к раннему классицизму в русской музыке. Церковные хоры Д.С. Бортнянского и А.Ф. Веделя стали достоянием общероссийского церковного пения. В общероссийскую культуру влилось творчество художников-украинцев А.Ф. Лосенко — мастера академического исторического жанра и великих портретистов Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Их деятельность в Петербурге значительно укрепила процесс становления новой русской живописи.
Истоки просветительской идеологии, содержащей как один из главнейших постулатов представление об определяющей роли сознания в развитии общества, рационализм и антисхоластику, заметны в Белоруссии уже к концу XVII в. В этой связи прежде всего необходимо назвать брестского шляхтича Казимира Лышчынского (1634-1689), создателя весьма оригинальной философской системы, глубоко атеистичной в своей основе, воспитанника иезуитского ордена, в котором он сам довольно долгое время состоял. Его жизнь и смерть — весьма яркая иллюстрация нравов Речи Посполитой того времени. Просветитель и педагог, открывший собственную школу, где обучались дети всех сословий, включая и крестьян, К. Лышчинский за свои взгляды был приговорен католическим духовным судом к сожжению, как это делала инквизиция.