Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.
Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократический облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народные черты. Очевидно, сказалась близость барочного миропонимания и украинской народной культуры, именно в XVII в. сформировавшей свою специфику. Очень барочной по менталитету и форме оказывается бытовая и военная культура казачества с ее сочетанием западной рыцарственности и восточного колорита. Барокко настолько сроднилось с украинским народным искусством, впрочем, как и с польским, чешским, белорусским, русским, что просуществовало в нем вплоть до конца XX в., дав своеобразный «рецидив народного барокко» в советское время.
Украина, при всей ее государственно-конфессиональной разделенности в XVII-XVIII вв., смогла стать главным центром восточноевропейского (православного) барокко, оказывавшего благодаря миграции мастеров, икон, гравюр, существенное влияние на изобразительную культуру славяно-православного мира. Удивительная черта украинского барокко состоит в том, что в эпоху всеобщего размежевания, идейной и военной борьбы, разорений и других бедствий оно являет собой пример необыкновенно оптимистического, радостного отношения к миру. Эта повышенная радостность, яркость, праздничность возникают, как представляется, на стыке праздничности, присущей народной культуре как явлению, возвышенной христианской духовной радости, обострившейся в эпоху бесконечных войн, и как противовес тем горестям и ужасам, нестабильности существования человека в эпоху барокко. Храмовое искусство украинцев подчеркнуто приподнятое, красочное, театральное. Тем самым акцентировалась символика храма как Рая на земле.
В храмовой архитектуре украинских земель четко выделяются два типа, связанные с православием и католичеством. Собственно униатских форм, как уже отмечалось, не возникло: у греко-католиков строились храмы барочно-католического типа (лучший — св. Юра во Львове, архитектор Б. Мердерер, 1746-1762). Со второй половины XVII в. меняется православное зодчество: формируется специфический украинский стиль, характеризующийся синтезом повышенной монументальности и декоративности, сочетанием барочных элементов декора с традиционно православными схемами, увеличением храмового пространства и особой его театрализации при сохранении всех традиционных элементов, любовью к горизонтальным членениям и грушевидным ярусным верхам. Влияние западных форм больше всего сказывается в архитектуре колоколен. Крупнейшим архитектурным комплексом украинского барокко становится Киево-Печерская лавра, в которой барокизируются старые здания и строятся новые. Особенно значимы церкви — Всех Святых (1698), Рождества Богородицы на Дальних пещерах (1696) с колокольней (1761), Воздвиженская на Ближних пещерах (1700), колокольня Успенского собора (1731-1746, архитектор Й.Шедель, присутствуют элементы рококо). Монументальностью и декоративностью выделяется колокольня Софийского собора (конец XVII в. - 1748). Георгиевской церкви Вьщубецкого монастыря (1696-1701), как и многим храмам, присущи вытянутость вверх, компактность богатого членениями плана, торжественное пятиглавие с типично барочными куполами западного происхождения. Устремлен вверх монументальный Покровский собор (1689) в Харькове с его необыкновенно богатым кирпичным декором. Спокойно-монументальны более традиционные здания Троицкого монастыря (1677-1689) в Чернигове, динамическим контрастом которым выглядит его четырехъярусная колокольня (1775). Удивительный синтез гражданской и церковной архитектуры представляет Коллегиум в Чернигове (1700), где двухэтажные палаты использованы как постамент для двухъярусного храма с резко выступающими мощными полуколоннами. Прекрасные образцы узорчатых хором дают Дом Лизогуба (1690) в Чернигове, Митрополичий дом при Софийском соборе в Киеве (1730). Распространенным гражданским зданием становятся полковые канцелярии. Один из лучших памятников украинского барокко — некогда семикупольный Преображенский собор в Мгаре (1684-1692, перестройка 1754), связанный с гетманом Мазепой. Специфичность украинского архитектурного барокко также прекрасно воплощают церкви в Василь-кове, Великих Сорочинцах, Воронеже, Глухове, Густыне, Козельце, Новго-род-Северском, Полтаве, Сумах и других городах, построенные в XVIII в. Такой расцвет храмового строительства объясняется резко улучшившимися условиями деятельности православной церкви после присоединения украинских земель к России в результате разделов Речи Посполитой.
Католические костелы, появившиеся на Западной Украине, как и в Литве (Вильно), в сущности, относятся к памятникам польской архитектуры. Среди них выделяются пышной монументальностью бернардинский, иезуитский и доминиканский костелы Львова. Их декор и скульптуры типичны для польского барокко. В скульптуре продолжает сохраняться тип «сарматского» надгробия. Особый интерес представляет творчество Мастера Пинзеля, работавшего на Западной Украине в середине XVIII в. Из-за скудности источников мы почти ничего не знаем о нем, хотя, судя по искусствоведческому анализу, он был выдающимся мастером гипердинамического барокко, принадлежавшим, очевидно, к чешской школе пластики. Его продолжателем стал Франциск Оленский — один из наиболее оригинальных скульпторов Львовской школы позднего барокко. Оба мастера работали также в Бучаче, ратуша которого (1751, архитектор Б. Меретин) относится к лучшим зданиям этого рода во всей Речи Посполитой.
Особый тип представляют собой деревянные храмы, распространенные в основном в Карпатском регионе. Естественный материал — дерево делает их почти органической частью природы, они необыкновенно естественны в ландшафтной среде, что усугубляется их местоположением на сельской окраине. Существует несколько видов деревянных храмов (бойковский, лемков-ский), особенности которых обусловлены этнической принадлежностью их строителей и прихожан, но в целом есть общие конструктивные особенности, характерные для этого типа построек, относящихся по сути и формам к народной архитектуре. К ним относятся башнеобразные срубные объемы, группирующиеся в длину по 3, реже по 5 или 7 при крестообразном плане, верхи делаются с четырьмя и более заломами, их конструкция — верх инженерного мастерства. Заломы в перекрытии срубов позволяют раскрыть вверх внутреннее пространство, оттого небольшие по площади интерьеры обретают объемность, монументальность и чисто барочную открытость в высший мир. Храмы не имеют четко обозначенных фасадов, они рассчитаны на всестороннее обозрение. Внизу вокруг храма идет галерея, укрывавшая от непогоды как основание сруба, так и пришедших издалека людей. Снаружи храмы покрывались гонтом, внутри богато декорировались. На Слободской Украине также существовала школа народного храмового зодчества. Ее шедевр — грандиозный Троицкий собор в Новомосковске (1772, мастер Я. По-гребняк) — в плане крестообразный, состоящий из 9 высоких срубов каждый с 3 заломами, достигающий 35 м в высоту, его верх напоминает пирамидальную композицию.
В декоре православных храмов ведущее место принадлежит резным деревянным иконостасам, которые под руками украинских резчиков достигают особой декоративности, сочности деталей, пышности общего решения. Их орнамент из цветов, растений, фруктов, ягод представляет мир растительности перед лицом Бога и одновременно создает образ Рая на подступах к алтарному святилищу. Украинские иконостасы негромоздки, их масштабы соотнесены с человеческой фигурой, что приближает к прихожанину сами иконы, помещенные в иконостас, т.е. сокращает дистанцию между человеком и Богом. Как примеры можно привести церкви Святого Духа в Рогатине и Пятницкую церковь во Львове.
Церковная живопись Украины в XVII в. не отразила конфессиональных различий между православными и униатами, ее художественное пространство остается единым. Оно испытывает в XVII в. огромное влияние западной живописи: появляется пейзажный фон, некое подобие перспективы, объемной моделировки лиц и одежд. Иконографические образцы трактуются очень свободно, часто не канонично. И в этом, и в самой живописной манере, в особенности в провинции, мы видим решающее влияние стереотипов народной культуры. Такие иконописные «примитивы» обладают особым очарованием, наивной религиозностью, что делает украинское, а также белорусское «народное барокко» высокохудожественным явлением. Но кроме «иконного примитива» существовали профессиональные художники, которые повернули православную иконопись, вслед за «псевдоморфозой» всей церкви, на европейский путь. К лучшим из них относятся мастера львовской школы Федор Сенько-вич (ум. 1631) с его повышенным вниманием к бытовым деталям и выразительности лиц, Микола Петрахнович-Мороховский (ум. после 1666) — великолепный рассказчик, Матвей Доморадский (вторая половина XVII в.) — создатель человеческих образов, полных глубокой внутренней значительности, более динамичный и изящный Иван Руткович (вторая половина XVII в.). Интересны многофигурные иконные композиции XVII-XVIII вв., где в толпе предстоящих четко обозначены этнические и социальные типажи, иногда вплоть до портретности, заставляющей соотносить лицо с конкретным историческим деятелем (Б.Хмельницкий, П.Могила). Святым также придается почти портретная индивидуальность. В иконографии Богородицы Ф.Сень-ковичем создается вариант иконы Ченстоховской Божией Матери — общехристианской святыни, становящейся неотъемлемой частью каждого церковного интерьера. Возникает собственно украинский сюжет — «Св. Василий, крестящий русскую землю», где представлен киевский князь Владимир (в крещении Василий), обращающий в христианство целые толпы людей. На Западной Украине широкое распространение получает тема «Страшного суда»: на иконах большого формата детально изображены падение и мучения грешников и сонмы праведников. Эсхатологичность и назидательность сложных композиций очевидна, она рассчитана на долгое изучение зрителями, являя собой вид «трактата в картинках».
Иногда в церквях, в частности, деревянных, присутствуют росписи. Если в киевских храмах господствует торжественно-театральное барокко с его «многословием» и усложненностью композиции при общем наивном подходе к решению сюжета, то в глубинке мы видим более органическое проявление наива с его любовью к рассказу, с простонародностью лиц и фигур святых, с пышным цветочным орнаментом (росписи в церквях св. Юра и Воздвижения Креста в Дрогобыче, 1650-е, 1613, Св. Духа в Потелыче 1620-1640-е).
На украинскую портретную живопись решающее воздействие оказал польский «сарматский» портрет, названный на Руси «парсунным письмом». Портреты заказывала казацкая старшина, затем чиновничество и мелкие шляхтичи. Часто портретные изображения помещались в иконную композицию «Покров Богородицы», что связывало церковное и светское искусство. Особый тип портретов-эпитафий и портретов-вотивов появился у украинского населения Львовщины во второй половине XVII в. («Эпитафия Феди Стефаник», 1668, «Вотивный портрет-икона Стефана Комарницкого», 1697), где изображенные представлены в молитвенных позах, есть надписи о представленных людях, даже герб. В Киеве и на Левобережной Украине в XVIII в. расцветает собственно портретный жанр, «казацкая парсуна», где элементы экзотики в одежде, влияние «сарматского» и западноевропейского парадного портрета, народной картинки дают разнообразнейшую галерею представителей украинского общества. Художники стремятся к характерности, выразительности, индивидуализации лиц, к психологическим характеристикам, что придает самобытность украинскому портрету по сравнению с польским и подготавливает почву для появления таких «столичных» мастеров портрета, как родившиеся на Украине Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.
Типография Киево-Печерской лавры издавала книги религиозного содержания с гравюрами, которые расходились по всему славяно-православному миру вплоть до Болгарии, оказывая решающее воздействие на стиль местной печатной графики. Для стиля гравюр мастеров Лавры характерны пейзажные фоны, умеренное использование барочных складок и облачков, внимание сосредоточивается на смысловом содержании сцены. Моделировка фигур близка к объемной, но общее несколько плоскостное решение композиции сохраняется.
В XVIII в. на украинские земли двумя грандиозными сооружениями вторгается западноевропейское барокко: в Киеве Б.Растрелли строит Андреевскую церковь (1747-1753), а в Почаевской лавре И.Гофман возводит сложнейшее в плане здание Троицкого собора (1771-1783). Оба сооружения, при всей своей индивидуальности, привнесли новую струю динамического барокко, очень хорошо вписавшуюся в общую картину, весьма пеструю, украинского барокко, где явно заметен перевес Западной Украины.
В музыкальную культуру также проникают западные влияния. Их главным воплощением стали партесные концерты для хора на церковные тексты. Партесное пение, аналог западной полифонии, приобретает барочные черты в творчестве Н.П. Дилецкого (ок. 1630 - ок. 1680) — композитора, теоретика и педагога. Его «Грамматика мусикийская» излагала основы сочинения партесной музыки, используя теорию аффектов, и стала главным музыкальным руководством на многие десятилетия (издана на польском, церковнославянском, русском языках). Влияние Дилецкого, последние годы жизни работавшего в Москве, на русскую музыку выразилось в усвоении ею нового стиля, означавшего переход от православного знаменного распева, по сути монодического, к полифонии европейского типа. На этой основе сформировалась московская композиторская школа многоголосного церковного пения. Выпускники Киево-Могилянской академии пестовали жанр канта, связанный с силлабической поэзией на религиозные, затем и светские темы. Эта несложная полифоническая форма подчеркнуто мелодична, в основе мелоса - народная песенность и псалмы — бытовая духовная песня в трехголосном изложении. В 1738 г. в Глухове возникла певческая школа, прославленная своими воспитанниками М. Березовским, Д. Бортнянским, А. Веделем.
Профессиональная светская музыка, существовавшая в поместьях и городах, еще не получила сколько-нибудь значительного развития. Наоборот, сродная музыка представляет собой целую систему жанров, бытовавших во зсех слоях общества. Древнейший славянский мелос отражают инструментальные наигрыши-попевки — коломыйки. Именно в эпоху барокко складываются и достигают апогея украинские казацкие думы — монодическое пение на фольклорно-поэтический текст, посвященный исторической и экзистенциальной проблематике. В них сильны эпические, героические интонации. Затем исполнение дум, как и духовных стихов, переходит к слепым эевцам, аккомпанирующим себе на колесной лире или кобзе — кобзарям и лирникам. Складывается традиция большой задушевно-унылой песни, где списываемые в миноре события как бы эпически дистанцируются от слушателя. Возникают специфические школы народно-профессионального испол-зггельства. В образованной среде распространена песня-романс, глубокое звучание которому придал Г.С. Сковорода — знаменитый философ, а также один яз первых авторов-исполнителей в этом жанре. Трехголосие новой церковной музыки повлияло и на народную: сложился ансамбль народных инструментов — т.н. троиста музыка (два мелодических инструмента и бас). Украинские песни также испытали влияние барочных интонаций. В целом можно утверждать, что в украинской народной музыке, во всем богатстве ее жанров сохраняются барочные элементы, как и в народном изобразительном искусстве.
В сфере театра существовали две основные формы. Народный кукольный зертеп, дававший представления на рождественскую тему, был очень популярен в народе, его развитие поощрялось Киево-Могилянской академией. Он являлся тем элементом народной культуры, которая, приобретая профессиональные формы, связывала народное и сакральное в единый комплекс форм и представлений. Школьный театр, как и везде, базировался при образовательных учреждениях. Его формы были определены польским школьным театром, тексты же писались на «русском» языке. Украинский школьный театр — место пересечения культурных границ, в нем сильны обрядовые реминисценции, связь светского и сакрального. Последнее четко выразил знаменитый автор «Рождественских виршей» Памва Берында, сказав, что пьесы создаются «для утехи православным христианам», т.е. театр соединяет рекреационную, духовную и дидактическую функции культуры, что, как отмечает Л.А. Софронова, можно считать поворотом в культуре.
В целом художественная культура Украины эпохи барокко двигалась в ином направлении, чем религиозно-церковная культура. Если вторая разрывала своей межконфессиональной борьбой существовавшее ранее культурное единство украинцев на основе древнерусского наследия, то первая создавала его на новой стилистической основе, модернизировала и придавала ему самобытное лицо. Культурный диалог разных компонентов дал в дезинтегрированном украинском обществе значительные плоды, сделав период XVII-XVIII вв. эпохой обретения своей идентичности.