Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси

В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть которых сохранилась до нашего времени. Построенная на традициях земледельческой культуры восточных славян, она вобрала в себя лучшие достижения Востока и Запада. Выделяют два периода культуры Киевской Руси ~ дохристианский и христианский. Существенной чертой дохристианской культуры древних славян была религиозно-магическая окраска почти всех ее проявлений. Идеология древ­них славян основывалась на языческих представлениях (язычество - полите­изм) - религия, которая признаёт существование многих богов).

Большое место в общественной жизни древних славян занимали обря­довые праздники, связанные с производственным циклом и сменой времен года: весенние праздники, день летнего солнцестояния, праздник сбора уро­жая, зимние колядки и др. С этими праздниками связана и значительная часть украинского фольклора, которая дошла до наших дней.

У восточных славян существовал культ предков, верили они в загроб­ную жизнь. Реки, озера, леса считались священными. Языческое восприятие мира проявлялось в магических заклинаниях, обращениях к богам, в прине­сениях жертв богам и др.

Свидетельством высокого уровня и богатства народной культуры яв­ляются сказки, былины, песни, пословицы, загадки, вышивки, народные ме­лодии, песни. В прикладном искусстве нашло свое проявление художествен­ное творчество.

С введением христианства произошли существенные изменения и в культуре. Уже т. времена Владимира Великого появляются первые школы. Развивается письменность. Принимается алфавит - кириллица - основа со­временного алфавита.

Князь Ярослав Мудрый ввел обязательное обучение для детей высших сословий - Школьное образование тогда находилось в руках церкви, поэтому имело определенную ограниченность - Центрами образования стали храмы и монастыри. Она же вскоре превратились и в центры летописания. При круп­ных монастырях и церквях существовали большие библиотеки, которые по­стоянно пополнялись новыми произведениями. Авторами многих литератур­ных трудов были русские князья, настоятели и монахи православных мона­стырей. Большую плеяду русских церковных писателей и летописцев воспи­тал Киево-Печерский монастырь - Устав этого монастыря обязывал каждого монаха читать книги из монастырской библиотеки. По содержанию русская литература была в основном религиозной, так как создавали ее преимущест­венно представители духовенства.

Широкого развития достигла и оригинальная литература. Особое место в культуре Киевской Руси занимают летописи. Как правило, их авторами то­же были монахи. Первые хронологические письменные источники относятся еще к IX веку, и представляют собой записи в одну-две строки. Со временем летописание становится более подробным и систематическим. Наиболее из­вестной является летопись «Повесть временных лет», которую начал состав­лять неизвестный монах Киево-Печерского монастыря е 1039 году, продол­жил ее написание монах Никон, а закончил Нестор в И12 году. Летописи яв­ляются ценным источником для изучения того периода хотя бы потому, что древние летописцы были не только писателями-историками, но и активными соучастниками политических споров и на страницах своих хроник они отра­жали всю сложность и противоречивость общественной мысли Х1-ХШ веков.

Образование распространялось и среди простого населения. Об этом свидетельствуют многочисленные «берестяные грамоты», найденные в Нов­городе, и множество надписей, сделанных ремесленниками на своих издели­ях.

Во времена Киевской Руси распространялись медицинские знания, ко­торые начали вытеснять традиционное знахарство и колдовство. Расшири­лись познания в области географии.

Высокого уровня развития достигла архитектура, особенно культовая, которая пришла на Русь вместе с христианством. Строились величественные православные храмы, которые поражали современников совершенством ар­хитектурных форм и пышностью внутреннего убранства. Одним из первых храмов Киевской Руси стала, построенная во времена Владимира Великого Десятинная церковь (разрушена монголо-татарами в декабре 1240 года). В X-XI веках строительство храмов и монастырей продолжается. Число культо­вых сооружений в стольных городах Руси достигло нескольких сотен. Разви­тие древнерусской архитектуры на долгие годы было прервано татаро-монгольским нашествием.

Тесно связанными с архитектурой были такие виды искусства как жи­вопись и художественная резьба. Все соборы и храмы Руси украшались мо­заичными панчо, фресками, иконами, мраморными капителями и др. Цер­ковные книги и летописи украшались цветными рисунками (миниатюрами).

Высокого уровня в Киевской Руси достигло декоративно-прикладное искусство. Древнерусские мастера создавали шедевры ювелирного искусст­ва: золотые украшения, кресты, иконы, оклады книг, чеканку, художественно украшенное оружие и др.

Древнерусские мастера прекрасно владели искусством резьбы по кам­ню, создавали замечательные изделия из стекла и керамики.

Высокого уровня достигло музыкальное искусство. Хороводами, пес­нями, общими застольями отмечались еще языческие праздники. В более позднее время в народном быту традиционными были песни, танцы, игра на бубнах, сопелках, гуслях и других инструментах.

Без преувеличения можно утверждать, что культура Киевской Руси яв­ляется составной частью прошлой и современной украинской культуры. Тра­диции украинской культуры были заложены в те отдаленные от нас годы.

Говоря об историческом значении Древ­нерусского Киевского государства, необходимо отметить, что его создание ускорило экономическое и политическое развитие восточные славян и дало им возможность отстоять свои земли от посягательств внешних врагов на западе и востоке, юге и севере.

Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе. Она ока­зывала влияние на политические события и международные отношения в Ев­ропе и Азии, на Ближнем Востоке. Русские князя заключали и поддерживали династические связи с большинством европейских государств. Киевская Русь положила начало государственности не только славянских, но и ряда несла­вянских народов, прежде всего угро-финского населения Севера и др.

Киевская Русь оставила яркий след в истории европейской и мировой цивилизации. Она была первым государственным образованием у восточных славян.

Киевская Русь заложила традиции независимой государственности Ук­раины, положила начало развитию украинской народности ее самобытной культуры.

В ходе создания и развития Древнерусского государства в IХ-Х веках в результате объединения племён сформировалась новая, более высокая эт­ническая категория - древнерусская народность. Древнерусская народность имела единый для всей Киевской Руси язык и единую территорию, единый уклад жизни, единую высокоразвитую культуру. Это породило чувство и по­нятие единства Русской земли, нашедшее своё отражение в устном народном творчестве, летописях, художественных произведениях.

Архитектура — шедеврами стали: Софийский собор в Клеве (1073 г., ставший образцом для строительства подобных соборов в Новгороде и Полоцке), Успенский собор в Киеве, Десятинная церковь .в Киеве, Храм Святого Спаса в Чернигове и др. Не менее ценны мозаика и фрески внут­ри храмов, посвященные библейской тематике.

Прикладное искусство — ювелирные изделия из золота и серебра, украшения с разноцветными эмалями (диадемы, кулоны), резьба по кос­ти, камню и дереву (шкатулки, пуговицы, ложки, шахматно-шашечные фигурки), литье (бронзовые купола церквей) и т. п.

В итоге: культура К. Руси заняла видное место в сокровищнице ми­ровой культуры, вобрав в себя культуру древних славянских племен и Византии (наследницы культуры Др. Греции).