Лекция на тему: Ход реализации и проблемы жилищно-коммунальной реформы
Проведение жилищно-коммунальной реформы может в той или иной мере сказаться на жизненном уровне населения. Речь идет о том, что заметное повышение тарифов существенно изменит структуру расходов горожан и ухудшит материальное положение значительной части населения города. Поэтому важным направлением реформирования жилищно-коммунальной сферы является обоснованная социальная политика, включающая в себя обеспечение минимальных социальных стандартов качества работ и услуг по жилищно-коммунальному обслуживанию населения города и рационализации системы льгот и компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг бедным слоям населения города.
К числу важнейших направлений концепции относятся меры по развитию систем городского хозяйства. Так, действующая в городах система технического обслуживания и ремонта жилищного фонда города не обеспечивает надлежащего содержания жилья: имеется значительный «недоремонт» фонда, качество выполняемых работ далеко не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Поэтому возникает потребность в проведении комплекса мероприятий по организации ремонтно-строительных работ и поиску реальных источников финансирования капитального и текущего ремонтов жилищного фонда города.
Проведенный анализ показал, что качество хозяйственно-питьевой воды не в полной мере соответствует действующим стандартам и потребностям населения, что связано с несовершенной системой очистки подаваемой воды и неудовлетворительным состоянием сетевого хозяйства. Уровень очистки сточной жидкости является далеко не полным, в результате чего значительная часть всех стоков сбрасывается в водоемы и почву города и близлежащих районов без должной обработки, что серьезно ухудшает экологическое состояние всего региона. Улучшение ситуации в данном комплексе требует не только привлечения значительных ресурсов, но и существенного повышения уровня организации работы в самом водопроводно-канализационном хозяйстве.
В большинстве городов наблюдается низкая эффективность деятельности энергетических систем и чрезмерные потери ресурсов, наблюдаются перебои в подаче населению тепла, газа, электроэнергии. Отсюда следует необходимость принятия комплекса мер по повышению надежности и качества энергоснабжения населения города в целом.
Неудовлетворительное техническое состояние дорог и внутриквартальных территорий в большинстве районов города требует активизации политики благоустройства территории путем привлечения значительной части ресурсов и их эффективного использования. Именно здесь, как и в других сферах города, должен быть сформирован муниципальный заказ на проведение работ по благоустройству территории города.
Имеющиеся аналитические материалы свидетельствуют об ухудшении санитарного состояния города в целом и его отдельных районов (микрорайонов) в частности. Возникает потребность в проведении мероприятий по разработке и реализации комплексной системы уборки и санитарной очистки территории города, ориентированной на раздельный сбор бытовых отходов, конкурсное распределение заказов на проведение соответствующих работ, на повышение степени утилизации и переработки отходов.
Недостаточный уровень развития гостиничного хозяйства города свидетельствует о необходимости его повышения путем модернизации и реконструкции действующих гостиниц и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития малого бизнеса в данной сфере.
Обеспечение населения зелеными насаждениями не соответствует нормативному уровню, и потому возникает потребность в развитии садово-паркового хозяйства города. Для этого требуется дополнительное привлечение финансовых средств и организация эффективной системы управления данным комплексом.
Установлено, что транспортный комплекс многих городов страны не справляется с требуемыми объемами перевозок, а значительная часть подвижного состава нуждается в капитальном ремонте или обновлении. Поэтому вполне естественными выглядят меры по привлечению дополнительных ресурсов на ремонт и приобретение подвижного состава, улучшение материально-технической базы и маршрутной сети города. Но возможности города по привлечению финансовых ресурсов крайне ограничены, а существующий хозяйственный механизм транспортной системы имеет административно-ведомственный характер и не стимулирует улучшение транспортного обслуживания. Поэтому главным здесь является реформирование хозяйственных отношений и развитие рынка транспортных услуг.
Реализация указанных направлений позволит обеспечить достижение важнейших установок целевого блока концепции.