Лекция на тему: Ход реализации и проблемы жилищно-коммунальной реформы

Проведение жилищно-коммунальной реформы может в той или иной мере сказаться на жизненном уровне населения. Речь идет о том, что заметное повышение тарифов существенно изме­нит структуру расходов горожан и ухудшит материальное поло­жение значительной части населения города. Поэтому важным направлением реформирования жилищно-коммунальной сферы является обоснованная социальная политика, включающая в себя обеспечение минимальных социальных стандартов качества ра­бот и услуг по жилищно-коммунальному обслуживанию населе­ния города и рационализации системы льгот и компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг бедным слоям населения города.

К числу важнейших направлений концепции относятся ме­ры по развитию систем городского хозяйства. Так, действующая в городах система технического обслуживания и ремонта жи­лищного фонда города не обеспечивает надлежащего содержания жилья: имеется значительный «недоремонт» фонда, качество вы­полняемых работ далеко не в полной мере соответствует предъ­являемым требованиям. Поэтому возникает потребность в прове­дении комплекса мероприятий по организации ремонтно-строительных работ и поиску реальных источников финансиро­вания капитального и текущего ремонтов жилищного фонда го­рода.

Проведенный анализ показал, что качество хозяйственно-питьевой воды не в полной мере соответствует действующим стандартам и потребностям населения, что связано с несовер­шенной системой очистки подаваемой воды и неудовлетворительным состоянием сетевого хозяйства. Уровень очистки сточ­ной жидкости является далеко не полным, в результате чего зна­чительная часть всех стоков сбрасывается в водоемы и почву го­рода и близлежащих районов без должной обработки, что серьез­но ухудшает экологическое состояние всего региона. Улучшение ситуации в данном комплексе требует не только привлечения значительных ресурсов, но и существенного повышения уровня организации работы в самом водопроводно-канализационном хо­зяйстве.

В большинстве городов наблюдается низкая эффективность деятельности энергетических систем и чрезмерные потери ресур­сов, наблюдаются перебои в подаче населению тепла, газа, элек­троэнергии. Отсюда следует необходимость принятия комплекса мер по повышению надежности и качества энергоснабжения на­селения города в целом.

Неудовлетворительное техническое состояние дорог и внутриквартальных территорий в большинстве районов города требу­ет активизации политики благоустройства территории путем привлечения значительной части ресурсов и их эффективного ис­пользования. Именно здесь, как и в других сферах города, дол­жен быть сформирован муниципальный заказ на проведение ра­бот по благоустройству территории города.

Имеющиеся аналитические материалы свидетельствуют об ухудшении санитарного состояния города в целом и его отдель­ных районов (микрорайонов) в частности. Возникает потребность в проведении мероприятий по разработке и реализации ком­плексной системы уборки и санитарной очистки территории го­рода, ориентированной на раздельный сбор бытовых отходов, конкурсное распределение заказов на проведение соответствую­щих работ, на повышение степени утилизации и переработки от­ходов.

Недостаточный уровень развития гостиничного хозяйства города свидетельствует о необходимости его повышения путем модернизации и реконструкции действующих гостиниц и созда­ния благоприятных условий для привлечения инвестиций и раз­вития малого бизнеса в данной сфере.

Обеспечение населения зелеными насаждениями не соот­ветствует нормативному уровню, и потому возникает потреб­ность в развитии садово-паркового хозяйства города. Для этого требуется дополнительное привлечение финансовых средств и организация эффективной системы управления данным ком­плексом.

Установлено, что транспортный комплекс многих городов страны не справляется с требуемыми объемами перевозок, а зна­чительная часть подвижного состава нуждается в капитальном ремонте или обновлении. Поэтому вполне естественными выгля­дят меры по привлечению дополнительных ресурсов на ремонт и приобретение подвижного состава, улучшение материально-технической базы и маршрутной сети города. Но возможности города по привлечению финансовых ресурсов крайне ограниче­ны, а существующий хозяйственный механизм транспортной системы имеет административно-ведомственный характер и не стимулирует улучшение транспортного обслуживания. Поэтому главным здесь является реформирование хозяйственных отноше­ний и развитие рынка транспортных услуг.

Реализация указанных направлений позволит обеспечить достижение важнейших установок целевого блока концепции.