Мусульманское право – шариат и его роль в жизни общества.
Ислам не только определенное религиозно-этическое учение. Он – особая культура, цивилизация, образ жизни. Формирование такого образа жизни, регулирование различных ее сторон осуществляются шариатом - сводом предписаний, узаконений. Шариат означает «путь», «следование». По утвердившемуся в исламской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка.
Шариат (шариа) – это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат включает в себя мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, основными источниками которого являются Коран и Сунна. Мусульманское право в отличие от других правовых систем не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей – неотъемлемая часть религии ислама.
Ислам не только определенное религиозно-этическое учение. Он – особая культура, цивилизация, образ жизни. Формирование такого образа жизни, регулирование различных ее сторон осуществляются шариатом - сводом предписаний, узаконений. Шариат означает «путь», «следование». По утвердившемуся в исламской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка.
Шариат (шариа) – это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат включает в себя мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, основными источниками которого являются Коран и Сунна. Мусульманское право в отличие от других правовых систем не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей – неотъемлемая часть религии ислама.
Илме шари’а – законоведение – разделяется на две части: акида и фикх. Акида (учение о вере) излагает правила и постановления об основных принципах религии. Лица, в совершенстве овладевшие этой наукой, приобретают право решать вопросы и недоразумения по религиозным делам мусульман.
Фикх означает познание, постижение. Это – исламская доктрина правил и норм жизнедеятельности и поведения мусульман (юриспруденция, мусульманское право в широком смысле). Илмуль фикх (мусульманское правоведение) включает в себя практическое учение о вере и постановления по быту мусульман. Изучение его необходимо казыям (судьям) для решения всех спорных вопросов. Фикх состоит из трех частей: ибадат, муамалят и укубат.
Ибадат – практическое учение о ритуале: об обрядах, молитвах, посте, паломничестве, празднествах, милостыне и др.
Муамалят (взаимоотношение, соприкосновение) рассматривает вопросы неправомерного поведения, т.е. преступления.
Укубат – наказания.
На раннем этапе развития ислама богословие и правоведение были объединены в рамках фикха и отчетливо в нем не различались. Лишь в X в. богословие отделилось от правоведения, однако и после этого богословие осталось тесно связанным с правовой доктриной, а право всегда оставалось религиозным и религиозно санкционированным.
Шариат един для всех мусульман. Различия в шариатских постановлениях возникли вследствие расхождения взглядов основателей и законоведов каждой отдельной религиозной школы на разные предметы практической части вероучения, а не из-за различия государственного устройства стран, а также не из-за разнообразия общественного положения мусульман и принадлежности к разным нациям.
Шариат един и неделим.
Шариат нельзя отождествлять с мусульманским правом. В действительности шариат шире – он охватывает жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. В шариате освещаются как светские, так и религиозные проблемы. Шариат призван регулировать как поведение верующих и порядок жизни мусульманской семьи, так и защищать, отстаивать основные ценности ислама.
В исламе выделяются и подлежат защите следующие основные ценности: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Указанные ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата.
Религия в европейском понимании обозначается на арабском языке словом «дин». В Коране термин «дин» употребляется свыше 100 раз, причем в разных значениях. Он может обозначать «суд», «воздаяние», «религию», «веру» отдельного человека и религию как систему ритуальной практики, являющуюся основой жизни религиозной общины. Наиболее широкое распространение получило определение, согласно которому «дин» есть совокупность веры (ал-иман), исполнения религиозных предписаний (ал-ислам) и совершенствования в искренности веры (ал-ихсан).
«Дин» - это прежде всего исполнение пяти столпов ислама, основных обязанностей, которые Бог предписал человеку. «Дин» охватывает пять столпов, или пять религиозных основных правил ислама, которые должен соблюдать и выполнять каждый мусульманин.
Это:
- символ веры (шахада -свидетельство);
- молитва (ас-салат, намаз);
- пост (ас-саум, руза, ураза рамадан);
- благотворительный налог и милостыня в пользу бедных (закят, садакат);
- паломничество в Мекку (хадж).
В системе иерархии ценностей ислама религия занимает первое место. Именно религия, пять ее столпов – основные правила ислама, закладывают и в последующем определяют и развивают отношение человека к другим важнейшим ценностям – жизни, разуму, продолжению рода и собственности.
Второй ценностью ислама, подлежащей охране шариатом, является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самое ценное из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее – исключительная привилегия Бога. Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь – Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад – по первому требованию Бога.
В исламе самоубийство так же запрещено, как и незаконное лишение жизни другого человека. Провозглашается недозволенность самоубийства – «убивающий себя мечом или ядом или бросающийся вниз с горы будет мучим тем же самым вплоть до дня Воскресения».
Третьей ценностью является разум, т.е. способность человека понимать, логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.
Разум – дар, которым наделен человек. В исламе разуму придается исключительное значение. Ведь отвечать за совершенные поступки может только лицо, находящееся в здравом уме. Инкриминировать лицу можно лишь деяние, которое он совершил в состоянии свободной воли. Отличие человека от иных существ заключается в том, что он наделен сознанием и свободой воли.
Ислам исходит из веры в Судный день и потустороннюю жизнь. О жизни после смерти говорят многие нормы Корана.
Смысл земной жизни мусульманина заключается в том, что он должен вести справедливый образ жизни, готовя себя к неземной жизни. Человек должен действовать, осознавая каждый свой поступок. С этой целью мусульманин должен не подвергать свой разум порче, беречь его от различных посягательств.
Разум может подвергнуться посягательству и претерпевать повреждение или ущерб в силу воздействия различных факторов. К таковым, например, относятся раздражительность, гневливость, стремление к корысти, невоздержанность и т.д. Так, в хадисах сунны Пророка не единожды говорится об отрицательных последствиях гнева как о факторе, помутняющем разум.
Шариат запрещает судьям судить двух противников, находясь в состоянии гнева. Преодоление гнева считается одним из лучших качеств. Силен и могуществен не тот, кто сбивает человека с ног (своим ударом). Действительно сильным является тот, кто способен сдержать себя в порыве гнева.
Среди факторов, пагубно воздействующих на разум, особо выделяются одурманивающие вещества, потребление которых в исламе запрещено.
Всякое одурманивающее вещество и средство, запрещенное исламом, называется хамр(запретное). К хамру в исламе отнесены наркотики и алкоголь. Объявляя потребление алкогольных напитков и наркотиков хамром, ислам установил общее правило, согласно которому потребление веществ, вызывающих зависимость и лишающих человека здравомыслия, запрещается.
Мусульмане не могут совершить еуду (омовение), акт очищения (тахарат), определяющего переход человека от обычного состояния к молитвенному и производимого перед молитвой, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии, рассеянии ума. В силу этого в исламе всякое одурманивающее; средство запретно.
Запрет на употребление алкоголя, наркотиков основывается на общемусульманской доктрине о том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а потому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются запретными.
По истечении определенного времени было установлено, что мусульманам не следует одурманиваться перед совершением молитвы, так как помутненный разум человека не готов к восприятию высоких откровений. Такой подход вытекал из следующего коранического наставления: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны, так как не понимаете того, что говорите» (Сура 4, аят 46).
В данном случае был введен запрет на совершение молитвы в состоянии опьянения. Однако, как известно, молитва является одним из пяти основных столпов ислама. Молиться – священная обязанность верующего. Введение запрета на совершение молитвы в состоянии опьянения породило коллизию между нормами дозволения и обязывания. Впоследствии установление о полном запрете, хамре, нашло в Коране следующее содержательное закрепление, обращенное к правоверным: «О вы, которые уверовали! Вино, игра в жребий, жертвенники, стрелы – мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и игрою в жребий и отклонить вас от понимания Аллаха, от молитвы…» (Сура 5, аят 92,93).
В запретный круг были введены все виды алкоголя независимо от степени их крепости. Недозволено потребление вина независимо от количества, ибо вино одурманивает рассудок.
Следует заметить, что в исламском праве не предусмотрены какие-либо наказания непосредственно за вино-питие. Наказание в виде определенного количества ударов плетьми, как правило, назначается тогда, когда лицо после распития алкоголя бранится, ругается, оскорбляет кого-либо, т.е. совершает деяние, позорящее правоверного. Ведь опьянение крайне отрицательно воздействует на рассудок. В силу этого наказание назначается за то, что человек опьянел, а не за то, что он выпил.
Запрет на потребление наркотиков и наркосодержащих веществ в исламе был введен по аналогии с алкоголем. Упоминание о наркотиках в арабском мире появилось почти 600 лет спустя после утверждения ислама, т.е. в XIII в.
Существуют три основные причины запрещения потребления наркотиков:
• запрет наркотиков вытекает из факта, что они представляют собой разновидность алкоголя
• считается, что если алкоголь – вредное и запрещенное вещество, то и наркотики запрещены
• запрещение наркотиков соответствует принципам ислама об устранении и предотвращении причиненного вреда.
Итак, разум являет собой бесценный дар, которым наделен человек. Оберегать разум от воздействия пагубных для него средств есть священная обязанность человека. В силу этого мусульманину запрещено употреблять все, что пьянит и травит ум и является разрушителем нравственных устоев общества.
Согласно исламскому вероучению возрастание потребления опьяняющих и отравляющих разум веществ будет способствовать пришествию конца света.
Четвертой ценностью ислама, охраняемой шариатом, является собственность.
Как уже было отмечено, собственность в исламе считается священной и неприкосновенной. Данное положение зафиксировано ныне и в конституциях многих государств, исповедующих ислам. При этом основной акцент делается на всестороннее укрепление и развитие частной собственности, являющейся экономической основой этих государств, обеспечивающей, по мнению их руководителей, возможность дальнейшего развития на пути социального прогресса.
Ислам не отрицает и не отвергает экономическую деятельность. Его экономические принципы служат построению справедливого общества, в котором честные и ответственные люди смогли бы найти себе достойное место и заниматься праведным трудом, не основанным на коррупции, обмане, мошенничестве. Труд в исламе имеет очень большое значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание вбезделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе.
В исламе категорически запрещено попрошайничество. Согласно правилам, которые подлежат неукоснительному исполнению, просить подаяние разрешено только лишь тем категориям людей: кто находится в безвыходной нищете, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его.
В силу этого также не одобряется поведение людей, которые, всецело посвятив себя религии, ожидают тем самым всесторонней поддержки окружающих.
Трудоспособные лица должны сами зарабатывать себе на жизнь, а не существовать на чужие подаяния, что считается крайне постыдным явлением. В исламе не существует разницы между видами работ, их характеристикой. Любая общественно полезная работа уважаема. Главным критерием является законный характер труда. Каждый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь и создавать свою собственность только законным, достойным способом. Согласно мусульманской доктрине лицо, зарабатывающее себе на жизнь незаконным способом, не войдет в рай.
Незаконным и недостойным способом существования считается зарабатывание с причинением ущерба другим людям. Такой способ считается нечистым – харам. Честно и справедливо заработанное считается чистым – халяль.
Зарабатывание ростовщичеством крайне отвратительно. Запрет такого способа зарабатывания установлен Кораном: «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением… Аллах разрешил торговлю и запретил рост… Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню. Поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника!.. О вы, которые уверовали… бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие» (Сура 2, аят 276 – 278).