Плакаты В.Маяковского
Основное внимание создателей агитационных плакатов переключалось на новые цели: разъяснение существа новой экономической политики, поддержку кооперативного движения, организацию помощи голодающим районам Поволжья, интенсификацию производительности труда. Большинство плакатов этого периода нарисованы В. Маяковским, ему же принадлежат сопроводительные надписи. Вот плакат, предупреждающий развитие эпидемии. В нем 12 сюжетных изображений, сменяющих друг друга по принципу комикса. Каждую картинку сопровождают следующие тексты:
Что делать, чтоб не заболеть холерой?
Только за собой смотреть – мало.
Вот что надо делать, чтобы холера пропала.
На дворе ль, на базаре ль, в вагонах, – ты смотри, чтоб все блестело от чистоты.
С базаров не спускай взор, смотри, чтоб за мухами имели надзор.
Присматривайся к колодцу и к водопроводу.
Берегись, чтоб грязь не попала в воду.
Соберитесь
и решите без колебаний: устроим общественные бани.
От сырой воды вред отчаянный,
устраивайте кипятильники и чайные.
Если холера близко,
скорей обязательной прививкой отгородись–ка!.
Если В. Маяковский достаточно гибко осваивал новую агитпроблематику, для многих его соратников по революционным плакатам перестройка давалась с трудом. Очевидное затормаживание, казалось бы, близкой мировой социалистической революции увлекающихся художников выбивало из колеи. В какой–то степени, отражая эти настроения, видный художественный критик той поры Я. Тугендхольд писал:
…Если пять лет тому назад не было ни одного издательства, которое не выпускало бы сотни плакатов, то теперь плакаты, выпускаемые Главполитпросветом, Госиздатом, насчитываются десятками, но растет плакатная продукция хозорганов и особенно плакатное производство киноорганизаций... Пережив в 1918–1923 годах свою розовую романтическую пору, сыграв роль политического, социального и культурно–просветительного светоча революции, наш плакат почти выродился в орудие рекламы.
Так интерпретировался в период нэпа перевод значительного количества плакатной продукции в сферу коммерции.
«Реклам–конструктор Маяковский – Родченко»
Однако и в коммерческой сфере лидер «Окон РОСТА» В. Маяковский проявил творческую незаурядность. В 1923 г. он вместе с художником–авангардистом А. Родченко создает дружеский альянс под названием «Реклам–конструктор Маяковский – Родченко». И концентрирует усилия вокруг разработки приемов советской торговой рекламы. Параллельно он теоретически осмысливает эту деятельность в статье «Агитация и реклама»:
Реклама – промышленно–торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию... Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т.д.
Но до чего это неумело. Вот передо мной случайный клочок объявлений из «Известий»:
«Московское коммунальное хозяйство извещает...» «Правление треста «Обновленное волокно» объявляет...» «Уполномоченный доводит до сведения...»
«Правление «Беркомбинат» извещает» и т.д. и т.д. до бесконечности. Какая канцелярщина – извещает, доводит до сведения, объявляет!
Кто ж на эти призывы пойдет?!
Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть.
Свой незаурядный талант и яркий творческий темперамент в разгаре нэпа Маяковский посвятил разнообразной рекламной деятельности. Соратник и соавтор самых эффектных проявлений этой деятельности А. Родченко писал в своей «Автобиографии»:
Первыми нашими работами были рекламы ГУМа и Моссельпрома. Маяковский писал тексты, а я делал им художественное оформление.
Вся Москва украсилась нашей продукцией – вывески Моссельпрома, киоски, плакаты для Резинотреста, ГУМа, Мосполиграфа, Госиздата, Чаеуправления и др. Было сделано 50 плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах и т.д. Сюда же относятся и серии профсоюзных плакатов о культуре и охране труда.
Большинство этих произведений стало классикой рекламного творчества, вошло в число образцов, на которые ориентируются новые кадры профессионалов. Познакомимся с некоторыми из них. Первый заказчик – Моссельпром являлся одним из немногих крупных успешно работавших заготовительно–потребительских кооперативов. Его центральная контора находилась в Москве недалеко от Арбатской площади. Фирма перерабатывала сельскохозяйственную продукцию и выпускала колбасы, сосиски, макароны, печенье, конфеты, пиво, безалкогольные напитки и папиросы.
Именно папиросы марки «Ира» были первым заказом, который выполнил «реклам–контруктор». На фоне слегка стилизованной папиросной пачки шли строки В. Маяковского:
Нами
оставляются
от старого мира
только
папиросы «ИРА»
По краям образца изображены два массивных восклицательных знака зеленого цвета. А далее шел слоган, завоевавший необычайную популярность: «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Он соответствовал истине, так как вследствие хорошо организованных заготовок и производству в этой фирме можно было купить более дешевые, чем в других местах, и качественные товары.
Автор же этого слогана убежденно утверждал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». За поэзию в целом ручаться трудно, но то, что этот слоган, переживший десятилетия и вошедший во всенародный оборот, – реклама самой высокой квалификации – с этим следует согласиться.
Популяризация книг и борьба с неграмотностью.
«Путь к коммунизму – книги и знание»
Классикой рекламного плаката стала знаменитая композиция А. Родченко, созданная для популяризации книг Ленинградского отделения Государственного издательства в 1924 г. В центре композиции – крупноплановая фотография работницы в косынке, которая прислонила к лицу ладонь для усиления звука. Мимика передает предельную громкость ее призыва, суть которого дана фигурным расположением рубленого шрифта, как бы повторяющего общим контуром повернутый на бок восклицательный знак: «Книги по всем отраслям знания». Кроме этих пяти слов дважды повторено – над портретом и под ним – слово ЛЕНГИЗ. Лаконичность – предельна. Выразительность – максимальна. Фотомоделью для образа работницы явилась известная вдохновительница поэзии В. Маяковского Лиля Брик.
Для Госиздата создавали рекламные плакаты В. Степанова, А. и Л. Лавинские, В. Левин. Под их пером и кистью коммерческий плакат плавно переходил в культурно–просветительский. Сквозной слоган В. Маяковского гласил: «Путь к коммунизму – книга и знание, в магазине Госиздата все новые издания». Или вариант:
Путь к коммунизму – книга и знание, Учебник в Госиздате купи заранее!
Параллельно с активной популяризацией продукции Госиздата не оставались без внимания «реклам–конструктора» и продвижение в народ образа книгоноши, и агитация за подписку на журналы «ЛЕФ», «Огонек», «Московский пролетарий», «Смена» и «Красный перец», и продукция других издательств, в частности «Молодой гвардии».
Плакат А. Родченко, созданный по заказу этого издательства, поразительно контрастирует по композиции с плакатом для Ленгиза, хотя выполнен в том же 1924 г. Если в последнем случае создан концентрированный образ, то здесь – глаза разбегаются и внимание рассеивается. На одном листе рекламируется и издательство, и одноименный книжный магазин. Кроме двух фотопортретов – рабочего паренька и молодой работницы (но уже на основе другой фотомодели), здесь представлены изображения обложек трех книг и трех молодежных журналов. Текст изложен без всяких изысков:
Все книги всех издательств. Подбор комсомольских, пионерских и партийных библиотек. Долгосрочный кредит и максимальная оптовая скидка.
Дробность композиции в данном произведении вряд ли позволяет включить его в число классических рекламных образов, дух времени оно передает превосходно.
Тема борьбы с неграмотностью постоянна в плакатном творчестве 20–х годов. Одним из наиболее ранних изображений данной проблематики стал очень выразительный плакат А. Радакова, созданный еще в 1920 г. – Крестьянин с завязанными глазами вытянул вперед руки и занес одну ногу над пропастью. Подпись предупреждает: «Неграмотный – тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья».
Эту тему продолжает Е. Кругликова в плакате 1923 г., выполненном в технике монотипии. Здесь изображен интерьер деревенской избы: кадка с водой, на столе – самовар, на русской печи – кринка (вероятно, с молоком). За столом молодая женщина с раскрытым учебником в руках, а рядом – пожилая крестьянка. Слоган в верхней части плаката призывает: «Женщина! Учись грамоте!». Подпись же воспроизводит речь молодой собеседницы: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне!». Призывы плакатов данной проблематики варьируются, но наиболее настойчивый среди них гласит: «Грамотный, приведи в школу двух неграмотных!»
Производственный плакат и плакаты для деревни, лубочные традиции
Осваивают художники в 20–е годы и так называемый производственный плакат. На юге страны, в Одессе, деятельно разрабатывал это направление художник Н. Соколов. Его произведения многофакторны и многословны. Автор стремится в пределах одного листа представить и положительных, и отрицательных героев времени в их противостоянии. Так, в плакате, посвященном росту производительности труда, умещаются две цитаты В.И. Ленина на эту тему, типовой образ злопыхательствующего капиталиста и группа прогрессивных рабочих, заменивших ремесленные орудия труда (они тоже присутствуют в плакате) на прогрессивные станки.
Автор стремится сказать очень многое, но агитационно–рекламную цель такой материал вряд ли достигал, особенно в обществе, где грамотны были далеко не все.
Учитывая это обстоятельство, некоторые издательства побуждали художников не чураться лубочных методов изобразительности.
Этим в первую очередь отличались хозяйственно–производственные плакаты, ориентированные на деревенскую аудиторию. В Музее рекламы при фирме «Аврора» можно увидеть типичный в этом отношении крупноформатный лист, призывающий крестьян усилить темпы государственных хлебозаготовок. Лист разбит на несколько секций, каждая из которых изображает различные сюжеты, связанные со сбором и сдачей хлеба, выгодной расплатой за него и непременным для агитпубликаций тех лет карикатурным обликом «нэпмачей». Общая идея плаката: сдавайте хлеб государству, а не частнику.
В деревню отправляются плакаты, ратующие за прогрессив землепользование, рациональный корм скота, использование удобрений, противоэпидемические прививки и т.п. Лубочные традиции, склонные заменять агитационный натиск на аудиторию постепенной, детализирующей явления пропагандой, становятся типичными для многих плакатов второй половины 20–х годов. Вяч. Полонский характеризовал этот процесс следующим образом: «Лубок углублял разработку плаката, подходил к его темам как пропагандист, растолковывая, поясняя, сравнивая, доказывая. Плакат тороплив, лубок медлителен». С этим суждением перекликаются слова Н. Тара–Букина: «Социальная функция лубка быть «поучительной картинкой» и «наглядным вразумлением».
Рекламно–плакатная продукция для деревни осуществлялась и продвигалась через агентство «Двигатель».
Зрелищные плакаты – динамичные и эффективные композиции
А в городе значительное число отведенных на рекламирование средств осваивало тематическое направление зрелищных плакатов. Признанными лидерами в этой области творчества были братья В. и Г. Стенберги.
Именно Стенберги преодолели образную недостаточность наборного конструктивистского плаката, перейдя от подчеркнутой простоты конструктивистских афиш к остро выразительным, динамичным и эффектным композициям.
В начале деятельности в 1923 г. главное внимание они уделяли театральным афишам, позже – преимущественно киноплакатам. О своем творчестве они отзывались так:
Мы даем плакат броский, который мог бы, что называется, огорошить зрителя, остановил бы его внимание... Для этой цели мы совершенно свободно обращаемся с материалом (что также вызывается и размером плаката), не соблюдаем пропорции как между несколькими предметами и фигурами, так и между отдельными деталями их, переворачиваем фигуры и т.п. – словом, используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего.
За пять лет интенсивной работы братья Стенберги создали несколько сотен плакатов.
Рассмотренная выше классика изобразительной рекламы 20–х годов уступает, на наш взгляд, экспрессии стенберговских киноплакатов. Вот знаменитое рекламное сопровождение кинофильма «Броненосец «Потемкин». Основное пространство плаката 1925 г. издания занимают шесть перекрещенных между собой дул корабельных пушечных орудий. На оконечнике одного из них стоит восставший матрос, на втором плане – фигура офицера, сброшенного за борт, изображена в момент его падения. По дулам же идут тексты с названием картины и ее авторов. Цветовой колорит сосредоточенно суров. Концентрация смысла картины предельна.
В процессе проката фильма «Броненосец «Потемкин» и другие художники создавали для него рекламное сопровождение. Энергично скомпонован выпущенный в 1926 г. плакат А. Лавинского. Пушечные орудия, направленные прямо на зрителя, формируют эмоциональный центр изображения. Между двумя нацеленными на зрителями дулами крупноплановая фигура матроса, зовущего к восстанию. Если сравнивать эти две работы классиков советского киноплаката, то можно сказать, что Стенберги возвысились до символизации, Лавинский же в данном случае остался на стадии иллюстративности.
Суммируя проведенный нами анализ плакатного творчества 20–х годов в его наиболее показательных проявлениях, надо сказать, что оно находилось на подъеме, что энтузиазм революционных лет еще продолжал вдохновлять первоклассных мастеров этого дела.