Философия
Лекция 6
Философия средних веков.
Существует с 3 по 14 века нашей эры. 2 периода:
Патристика- философия отцов церкви.
Схоластика- школьная философия.
Апологетика- часть патристики. В средневековой философии апология это защита христианства от нападок представителей всех других религий и философских школ. Целью отцов апологетов было занимаются пропагандой христьянства, пропагандой истории спасения и личности Христа.
Сходства философии античности и средневековой:
А.ф. представляла себе мир в двух уровнях. Высший мир- бытие, которое находится вне времени. И бытие низшего уровня- физис, материальный мир. Который существует потому что есть высшее бытие и которое является проявлением этого высшего бытия (отсюда- космоцентризм).
В Христьянской философии. Те же два уровня бытия. Высшего уровня это бог, который существует вечно. Низшее- природа, которая создана богом.
Различия:
1. Первоначало в античной философии безлично. Существует само по себе.
В философии средневековья бог это личность. Он общается с человеком.
2. Материальное бытие в античной философии не является актом сознательного творения. Это проявление высшего бытия.
Материальный мир в христьянской философии создан богом. Акт сознательного творения.
3. В античной философии- человек является частью космоса. В средневековой- любимое творение бога, ради которого бог этот космос и создал.
Основной принцип средневековой философии- теоцентризм
Основные проблемы-
креационизм,
сотериология (проблема спасения человека),
Эсхатеология (проблема конца света),
Теодицея (оправдание бога),
свободы и благодати,
Проблема веры и разума,
Во времена схоластики возникли еще проблемы:
Проблема универсалий,
И теория двух истен (веры и разума),
Доказательство существования бога,
Экзегетика (толкование священных текстов).
Философия апологетов
Тертуллиан и Ориген
Тертуллиан (верую ибо абсурдно). Именно он поднял вопрос о единстве разума и веры. Он считал, что именно из за разума произошло грехопадение человека. И если разум для чего то и нужен, то только для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, божественные истенны познать невозможно. Все о чем говорит священное писание с точки зрения разума кажется абсурдным, поэтому в священные истенны можно только верить.
Ориген ("О началах"). Главная задача человека на земле- научится любить.
Ориген верил что в конце времен исправятся все. Отсюда теория апокатастасиса- теория о всеобщем спасении.
Основные представители патристики:
Григорий Назианзин
Василий Великий (Кесарийский)
Григорий Нисский
Аврелий Августин (Блаженный)
Рубежом между апологетикой и патристикой является 313 год- был принят Миланский эдикт (император Константин). В результате христьянская религия была признана государством. Пропала потребность в защите христьянства, появилась потребность в формировании идеологии.
Блаженный Августин, формулирует новое отношение к разума- верую чтобы понимать, понимаю чтобы верить. А этот период формируются догматы, фундаментальные принципы религии. Наиболее важные:
• Догмат о богосыновствие Христа,
Догмат о двух сущностях Христа- божественной и человеческой
Догмат о непорочном зачатии
Догмат о святой троици
В этот де период формируется новый завет, куда отбираются 4 евангиля. Формируется символ веры (кредо).
Философия схоластики возникла в 9 веке. При дворе Карла великого работает философ Акуин- предложил Карлу создать новые Афины. То есть создать систему образования похожую на античную, но напомнить ее новым христианским содержанием. С этого момента начинается создание многих школ, в которых принимали всех.
С 12 века создаются университеты и научные сообщества.
Схоластическая философия основана на логики. Систему правильных логических рассуждений философы подчеркнули из логического квадрата Северина Боэция.
Наиболее главной проблемой с.ф. Является проблема универсалий.
Универсалии- это общие понятия (=eidos). Две точки зрения: универсалии существуют реально и сами по себе вне зависимости от конкретных вещей- реализм.
Сторонники реалистов:
Иоанн Скот Эриугена
Бонавентура
Ансельм Кентарберийский
Противоположное суждени- номинализм.
Сторонники:
Сигер Брабанский
Расцелин
Уильям Оккам (не умножайте сущности без необходимости)
Универсалии- концептульные понятия которые существуют в вещах, но не отдел мы от вещей- концептуализм.
Сторонники:
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Теория двух истенн
На самом деле разум нам нужен хоть мы и не можем с помощью разума постиг высшие сущности, в том числе и бога. Разум необходим чтобы ориентироваться в этом мире, чтобы его познавать. С другой стороны вера нужна нам для понятия бога. Противоречия между разумом и верой изначально нет.
Экзегетика
В основном этим занимался Пьер Абиляр. Он говорил, что по сколько Библия является богодохновенной, надо провести текстовый анализ и определить когда, где и кем она была написанна.
Доказательства бытия бога Ансельма Кентарберийского.
Он предложил следующие доказательства существования бога:
Априорные- до опытные доказательства которые не зависят от нашего опыта. Доказательство проистекающее из самого бытия. "Бог есть высшая совершенная форма бытия. Сам факт существование, есть неотъемлемое качество бытия. То что не существует не может является. Поэтому когда атеист говорит что бога нет, он имеет ввиду то что бога не существует в мире. Он хочет сказать что бог". существует за пределами его разума
Апостериорные- доказательства проистекающие из нашего опыта. " все что существует стремится к благу. Каждый к своему. Это значит есть общее благо, которое и есть бог".