Русская философия в XVIII веке

Русская светская культура начала формироваться вследствие реформ Петра Великого, проведенных в первой четверти XVIII столетия. В своей деятельности царь опирался на преданных его делу сподвижников - на Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А.Д.Кантемира и др. Феофан Прокопович (1681 - 1736) в трактате «Духовный регламент» обосновал идею приоритета государства над церковью. Самобытным представителем «ученой дружины» Петра был В.Н.Татищев (1686 - 1750). Ему принадлежит первая в России классификация наук, основанная на принципе полезности. Рассматривая философию как «науку наук», он полагал, что ее запрещают или недооценивают либо невежды, либо те, кто сознательно стремится удержать народ в неведении и раболепстве. А.Д.Кантемир (1708 - 1744) заложил основы русской научной терминологии и дал разъяснение основополагающих философских понятий.

Классический период русского Просвещения представляет М.В.Ломоносов (1711 - 1765). Он был прежде всего крупнейшим естествоиспытателем, а философских проблем касался постольку, поскольку они могли иметь отношение к его научным исследованиям. Подвергая критике религию, но не отвергая существование Бога, великий ученый стоял на позициях деизма. По его мнению, мир материален и развивается по своим внутренним законам, однако его сотворил Бог и сообщил ему первотолчок. Ломоносов следовал теории двух истин, полагая, что «негоже математику циркулем мерить божескую волю, и также глупо химию учить по псалтырю». Мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, а посему они не должны вступать в противоречие друг с другом.

Среди западных влияний на русской почве во второй половине XVIII в. первое место занимало вольтерианство. Тогда имя Вольтера было знаменем, под которым объединялись все те, кто с беспощадной критикой отвергал старину - бытовую, идейную, религиозную; те, кто выступал за самые смелые нововведения и преобразования. Скептицизм, ирония, критика общественного строя, осмеяние суеверий, преклонение перед разумом, решительное отрицание чудес - таковы основные мотивы русской мысли, развивавшейся под знаменем «новых идей».

Именно вольтерианство положило начало русскому радикализму, как политическому, так и идейному. И самым значительным из радикалов екатерининской эпохи, безусловно, являлся А.Н.Радищев (1749 - 1802). Неслучайно Екатерина II назвала его «бунтовщиком», хуже Пугачева, прочитав написанную им книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», где в довольно резких тонах обличается самодержавие и крепостничество.

Как известно, за публикацию данной книги мыслитель был сослан в Сибирь. И здесь он создает объемный философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». В духе просвещенческого рационализма им приводятся различные аргументы в пользу смертности (в первой половине книги) и бессмертия (во второй ее половине) человеческой души. Бессмертие души Радищев обосновывает следующим образом: цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству, и она не может быть напрасной мечтой. Поэтому разумно полагать, что после смерти одной плоти человек приобретает другую и продолжает далее свое совершенствование.

Давая оценку Радищеву как мыслителю, В.В.Зеньковский отмечал, что в нем «очень сильна тенденция к смелым, радикальным решениям философских вопросов, но одновременно велико и философское раздумье. Весь его трактат свидетельствует о философской добросовестности в постановке таких трудных вопросов, как тема бессмертия». И действительно трактат «О человеке» написан в высшей степени зрело. Это - первая русская работа по философии, стоящая вполне на уровне тогдашней философской культуры и не потерявшая интереса по сей день.

Однако, помимо вольтерианского вольнодумства, в Россию проникали и иные западные веяния, являющиеся своего рода оппонентами вольтерианства. Сюда нужно, прежде всего, отнести масонство, которое на Западе было реакцией против одностороннего рационализма и иссушающего душу скептицизма. Оно стремилось примирить разум и веру через «очищение» религии от суеверий. При этом само масонское движение приняло характер некой эзотерической новой церкви, с таинственными посвящениями, со строгой дисциплиной. Масоны не отрицали христианства, но ценили в нем преимущественно моральное содержание.

В России главными представителями масонства были Н.И.Новиков (1744 - 1818) и И.В.Лопухин (1756 - 1816). Они верили в то, что «золотой век» впереди, призывали к «филантропии», указывали, что «просвещение без нравственного идеала несет в себе отраву». Таким образом, в русском масонстве формировались все основные черты «передовой» интеллигенции, для которой на первом месте всегда стояли моральные соображения, сознание долга и служение обществу.