Отношение к слову как к высшей правде.

Событие получает свое высшее оправдание через … в слове.

Поэтому … ДОПИСАТЬ.

Автор не признает своего права на … ДОПИСАТЬ.

 

Найти какие-то аналогичные процессы в греческой философии.

 

Такое отношение к слову имеет в своих истоках библейский культ слова, т.е. слово – как высшая правда.

 

Т.е. формирование литературы, как самосознание культуры основано на религиозном самосознании.

И особенности религиозного самосознания русской культуры, основаны на восточной патристике (т.е. без искажения в схоластике). Русская философия наследует и из литературы и непосредственно.

 

К основным формообразующим традициям, определяющим особенности русской философии, относятся:

Три традиции:

1. Восточная патристика.

2. Русская литература, истоки в Византии.

3. Христианизированный неоплатонизм, из Византии тоже.

 

Собственно философская традиция (неоплатонизм) в России усваивается из Византии и соответственно только в связи с богословием. Т.е. автономно философская традиция не приходит до университетов, ее нет.

 

До 19 века философия скрыта в богословии и литературе (в допетровское время и после тоже).


Значение литературы как самосознание:

Первое русское литературное произведение – это «Слово о законе и благодати» (это наименование Ветхого и Нового завета). Автор – митрополит Илларион. Первый русский митрополит по происхождению. До этого были греки.

 

Закон и благодать (новый и ветхий завет).

Решая традиционную для богословия проблему, соотношение Ветхого (это закон) и Нового (это благодать) завета. Автор тут же ставит проблему исторической роли России: Не запоздала ли Россия с принятием христианства. В дальнейшем – традиционнейшая проблема русского мировоззрения, обязательная для русской философии.

 

Автор решает по-богословски (а в результате оптимистически) эту проблему. Древность (Ветхий завет) не является основанием истинности. (т.е. не надо комплексовать, если простыми словами).

 

Это произведение можно считать одновременно и литературным, и богословским, и философским. Это яркий пример что философия есть, но она скрыта в других формах.

 

Связь философии и литературы такова, что принято говорить, что в России существует «философский фальклор»: Литература как философия, и философия как литература.

 

Примеры:

1. Достоевский (обязателен в философском образовании на западе, что примечательно).

Толстой меньше.

 

2. Сама философия не ограничивает себя рамками строгой логики, рассудочного знания, существует в более свободной форме, тяготеет к публицистике.

 

Соловьев (тоже философ и поэт).

 

Проект собственно русской философии разработан в учении славянофилов.

Но применительно к русской традиции, за философию отвечают:

Хомяков.

 

Иван Кириевский (Особенности образования в Европе и в России – интересный материал).

Его цитата: «Нам нужна философия, ею дышит наша литература, она одна даст жизнь нашим младенствующим наукам, и сама жизнь приобретет от нее достоинство, изящество и стройность».

 

Русская философия начинает с критики западной (но это плюс). За чрезмерно отвлеченный, чрезмерно рассудочный характер знания. Проявившийся особенно в новое время и особенно в философии Гегеля. В схоластике.

 

Истина вообще не познается чисто рассудочным и чисто умственным путем. В русскую философию изначально пытаются принести традицию (философию) из чисто богословия.

Острие позиции: Чтобы знать истину, надо жить по истине. Т.е. условием истинного знания является подлинная жизнь, не всякая а подлинная. Славянофилами понимается как жизнь во христе.

 

Подлинная жизнь (жизнь во христе).

Запад с разработкой опытного метода знания пытался сделать компенсацию.

Становление русской философии происходило как раз в то время, когда происходили изменения в Европе.

 

Цитата Хомякова:

«Из всех законов валящего разума и разумеющей воли (чем занимался запад, это указание на знакомство с немецкой традицией), высшим является закон любви Недоступная отдельному сознанию истина постигается (познается) только совокупностью сознаний, объединенных законом любви».

 

Концепция Соловьева – концепция всеединства.