СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ЗАКОНОМЕРНОЕ, СЛУЧАЙНОЕ И СТИХИЙНОЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

 

Основными сферами жизни общества являются: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Экономическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств существования и развитие производительных сил. Социальная – сложная совокупность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом. Политическая сфера включает политическое сознание, политические отношения, институты и действия. Духовная – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но какая-то является в каждом случае главной.

Развитие общества – это изменение общественных отношений в различных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их противоречиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.

Поэтому отношения, связанные с материальным производством, являются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производственных отношений и есть общественное бытие, объективная реальность общества. Отношения, которые формируются на основе и в зависимости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), - это общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание, а не наоборот.

Однако основным показателем развития общества является не только характер общественных отношений, но и уровень духовности человека, всей социальной жизни. Сегодня развитие общества определяют глобальные масштабы производства (и материального, и духовного), информационно-технологический способ воспроизводства всей системы общественных отношений, демократические нормы жизнедеятельности, прогресс науки.

Существует целый ряд теоретических моделей общества наряду с материализмом: натурализм (объясняет социальные явления исключительно действиями природных закономерностей), идеализм (превращает духовную сферу жизни общества в самостоятельную субстанцию), фатализм (признает неизбежность хода истории), волюнтаризм (абсолютизирует волю субъекта, полностью отрицают необходимость).

Культурно-историческая реальность, для которой характерны определенный уровень развития производительных сил и установившиеся формы производственных отношений, называется общественно-экономической формацией. Исторический процесс рассматривается как последовательная смена формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) в рамках формационного подхода (Маркс). Способ смены формаций – социальная революция, которая происходит на основе изменений в способе производства. Альтернативой формационному является цивилизационный подход (Сорокин, Тойнби): в основе истории лежат технологические, познавательные и культурные достижения людей, цивилизации отличаются основаниями развития и ориентациями, поэтому они не сменяют друг друга, а могут сосуществовать. Способ развития в этом случае – накопление достижений, общество развивается не революционным, а эволюционным путем.