Состав российских национальных стандартов бухгалтерского учета

Регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется посредством четырехуровневой системы нормативных актов. Каждый из них представлен:

- первый - законами Российской Федерации и указами Президента РФ;

- второй - системой национальных бухгалтерских стандартов - положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

- третий - методическими указаниями, учитывающими отраслевую специфику;

- четвертый - внутренними рабочими документами организации.

Помимо указанных нормативов в российской национальной системе регулирования бухгалтерского учета необходимо отметить Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России, определяющую основополагающие подходы к ведению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности в Российской Федерации.

Если сопоставлять систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России с системой МСФО, то можно допустить, что российская Концепция является некоторым аналогом главы "Принципы", а ПБУ - некоторым аналогом самих МСФО по различным объектам учета.

В то же время некоторые общие подходы к ведению учета затрагиваются не только в Концепции, но и в нормативах первого уровня, например, Федеральном законе "О бухгалтерском учете в Российской Федерации", и даже в нормативах второго уровня - ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и других. Регламентация бухгалтерского учета основных средств, материально-производственных запасов, затрат на капитальное строительство и некоторых других объектов, по которым имеются индивидуальные международные стандарты, дополняется нормативными документами третьего уровня (инструкциями, методическими указаниями, отдельными письмами Минфина России). Вместе с тем Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности предусматривает разработку новых и обновление ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Следовательно, задачей реформирования бухгалтерского учета является создание системы российских ПБУ, аналогичной системе МСФО.

В таблице 2.2 приводится информация о соответствии отечественных ПБУ системе МСФО по состоянию на 2010 г.

Из таблицы 2.2 видно, что некоторые аспекты учета, регламентируемые одним российским стандартом, отражены в нескольких МСФО. Например, правила составления отчетности, изложенные в ПБУ 4/99, рассматриваются в двух международных стандартах: МСФО 1 и МСФО 7. Вопросы учета финансовых вложений, регламентируемые ПБУ 19/02, освещены в МСФО 27, МСФО 28, МСФО 32 и МСФО 39. Некоторые аспекты учета, напротив, регулируются одним международным и несколькими отечественными стандартами. Например, правила учета нематериальных активов, изложенные в МСФО 38, регламентируются двумя российскими стандартами: ПБУ 14/2000 и ПБУ 17/02.

Нельзя поставить знак равенства и между теми ПБУ и МСФО, которые регламентируют учет одних и тех же объектов, например, учет основных средств (ПБУ 6/01 и МСФО 16), запасов (ПБУ 5/01 и МСФО 2) и других объектов. При значительном совпадении ПБУ с аналогичными МСФО отечественные положения не являются полной копией своих международных аналогов, сохраняя по некоторым вопросам существенные отличия от них.

Таблица 2.2

Соответствие российских ПБУ системе МСФО

Стандарт Название Российский аналог
МБС (IAS) 1 Представление финансовой отчетности. ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"
МБС (IAS) 2 Запасы. ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"
МБС (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств. ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"
МБС (IAS) 8 Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике. Заменен МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки" ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"
МБС (IAS) 10 События после отчетной даты. ПБУ 7/98 "События после отчетной даты"
МБС (IAS) 11 Договоры подряда ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда"
МБС (IAS) 12 Налоги на прибыль. ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"
МБС (IAS) 16 Основные средства. ПБУ 6/01 "Учет основных средств"
МБС (IAS) 17 Аренда. Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга"
МБС (IAS) 18 Выручка. ПБУ 9/99 "Доходы организации". ПБУ 10/99 "Расходы организации"
МБС (IAS) 19 Вознаграждения работникам. -
МБС (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи. ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"
МБС (IAS) 21 Влияние изменений валютных курсов. ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"
МБС (IAS) 23 Затраты по займам. ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам"
МБС (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах. ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах"
МБС (IAS) 26 Учет и отчетность по пенсионным планам -
МБС (IAS) 27 Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании. Частично Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112
МБС (IAS) 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании.
МБС (IAS) 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции. -
МБС (IAS) 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации. ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"
МБС (IAS) 33 Прибыль на акцию. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные Приказом Минфина России от 21.03.2000 N 29н
МБС (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность. Частично ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"
МБС (IAS) 36 Обесценение активов. Частично ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"
МБС (IAS) 37 Резервы, условные обязательства и условные активы. ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности"
МБС (IAS) 38 Нематериальные активы. ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов". ПБУ 17/02 "Учет расходов на НИР, ОКР и технологические работы"
МБС (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка. ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"
МБС (IAS) 40 Инвестиционная собственность. Частично ПБУ 6/01 "Учет основных средств"
МБС (IAS) 41 Сельское хозяйство. -
МСФО (IFRS) 1 Первое применение МСФО. -
МСФО (IFRS) 2 Выплаты долевыми инструментами. -
МСФО (IFRS) 3 Объединения бизнеса. -
МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования. -
МСФО (IFRS) 5 Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность. ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"
МСФО (IFRS) 6 Разработка и оценка минеральных ресурсов -
МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (а также финансовая отчетность комитета органов банковского надзора). Частично ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"
МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты. ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам"
МСФО (IFRS) 9 "Соглашения о совместной деятельности" (заменит МСФО (IAS) 31 "Участие в совместной деятельности" ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности"

 

Данные таблицы 2.2 показывают, что тенденцией развития бухгалтерского учета в России является сближение с МСФО. Особенно интенсивное приближение отечественной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета к международным стандартам происходило в 1998 - 2002 гг., когда были приняты и пересмотрены восемнадцать положений по бухгалтерскому учету, имеющих непосредственные аналоги в системе МСФО. Вместе с тем в целом российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета пока еще не соответствует системе МСФО. В количественном выражении отечественные ПБУ охватывают не все экономические объекты, бухгалтерский учет которых регламентируется МСФО. Система российских стандартов по бухгалтерскому учету не охватывает такие важнейшие аспекты, как аренда, вознаграждения работникам, пенсионные планы, инвестиционная собственность, обесценение активов, гиперинфляция, прибыль на акцию, финансовая отчетность банков, договоры страхования, сельское хозяйство, геологоразведка и оценка минерально-сырьевых запасов и ряд других. Однако отсутствие ПБУ – аналогов МСФО не означает, что в российском учете остаются "белые пятна", поскольку, как мы уже отмечали, правила учета части объектов содержатся в российских нормативных документах других уровней. Вместе с тем тенденцией развития отечественной системы нормативного регулирования учета стало очевидное замедление принятия новых положений по бухгалтерскому учету. Кроме этого, для сближения систем российских и международных стандартов необходимо своевременное реагирование на интенсивное изменение самих МСФО, а также участие в проектах конвергенции МСФО с национальными бухгалтерскими системами.