Стандартизация бухгалтерского учета на региональном уровне

В настоящее время процесс международной стандартизации бухгалтерского учета параллельно осуществляется на двух уровнях: региональном и международном.

Стандартизация на региональном уровне представляет собой выработку общих принципов и стандартов учета, применение которых обязательно для стран, входящих в данный регион. Такая стандартизация целесообразна, если она осуществляется в региональной структуре, т.е. в рамках стран с близкими социально-экономическими и политическими условиями. Формирование межнациональных бухгалтерских систем занимало значительный период времени и характеризовалось появлением в конце XIX в. англосаксонских и французских систем, которые переросли после Второй мировой войны в региональные учетные системы:

- Европейского экономического сообщества;

- США и Канады;

- южноамериканских государств;

- Организации африканского единства и другие.

В рамках каждого региона существует ряд региональных организаций, занимающихся проблемами стандартизации учета в регионе. К ним относятся, например:

- Европейское Сообщество (European Union);

- Союз европейских бухгалтеров (Union of European Accountants - UEC);

- Межамериканская ассоциация бухгалтеров (Inter-American Accounting Association - IAA);

- Северо-американская ассоциация свободной торговли (North American Free Trade Association – NAFTA);

- Конфедерация бухгалтеров стран Азии и Тихоокеанского региона (Confederation of Asian and Pacific Accountants - CAPA);

- Африканский бухгалтерский совет (African Accounting Council – AAC) и другие.

Европейское Сообщество (ЕС) было первой региональной организацией, учрежденной Римским Соглашением 25 марта 1957 г. в целях обеспечения полной свободы движения товаров и рабочей силы между странами-участницами. Одной из целей ЕС является создание единой среды для предпринимательской деятельности путем стандартизации законодательства о компаниях и налогообложении, а также создание общего рынка капитала. Для стандартизации бухгалтерского учета в своих странах ЕС выпустило специальные Директивы, имеющие статус закона и обязательные для исполнения фирмами европейских стран - членов ЕС. Наиболее важные из них в области учета: 4-я Директива "Об унификации форм отчетности и правил аудирования" (1978 г., с последующими изменениями) и 7-я Директива "О принципах составления консолидированной отчетности" (1983 г., с последующими изменениями). 4-я Директива требует достоверной и правдивой информации о положении компаний, определяет состав и структуру финансовой отчетности, содержит правила оценки статей баланса и отчета о прибылях и убытках, определяет условия публикации финансовой отчетности, раскрывает правила аудиторской проверки отчетности. 7-я Директива рассматривает вопросы составления отчетности группы компаний, действующих совместно, при различных способах объединения компаний.

Принятие Директив Европейского Сообщества - попытка решения проблемы стандартизации бухгалтерского учета в странах с различными бухгалтерскими традициями. В ее основе лежит некоторый политический компромисс: Директивы предполагают достаточно широкий диапазон разрешаемых вариантов составления отчетности, в национальном варианте каждая Директива может несколько видоизмениться в отношении формы и методов ее применения. Оценивая роль 4-й и 7-й Директив, можно отметить, что благодаря их изданию страны Европейского Сообщества добились определенной степени гармонизации своих систем бухгалтерского учета и отчетности, вместе с тем на практике преодолены далеко не все различия и до настоящего времени сохраняется еще немало неурегулированных проблем.