Характеристика оптовой и розничной торговли

 

Оптовые торговые фирмы – это независимые коммерческие предприятия, закупающие у производителя товары и перепродающие их в том же или почти в том же виде от своего имени оптовым или розничным предприятиям.

Рис. 24. Количество связей

 

Выделяются специализированные оптовые фирмы, которые занимаются торговлей конкретным видом товара, и неспециализированные оптовые фирмы, которые работают с широким ассортиментом. Оптовики самостоятельно изучают рынки сбыта, проводят оптовые ярмарки и аукционы и ведут рекламу товаров, формируют ценовую политику, имеют свои склады, содержат демонстрационные залы, издают каталоги, выполняют различные виды сервиса, организуют хранение и транспортировку товаров и т.п. Так, хранение товаров на складах оптовиков примерно в три раза дешевле, чем в розничной торговле.

На долю оптовых посредников приходится 50 % мировой торговли, а в Японии 68 % торговых продаж осуществляется через оптовиков. В России через оптовые организации реализуется около 25 % продукции производственно-технического назначения.

В настоящее время около 90 % потребительских товаров и 30 % продукции промышленного назначения реализуется через различные организации розничной торговли.

Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность по продаже товаров конечным потребителям для личного пользования. Розничная торговля выполняет ряд важных функций: участвует в процессе формирования ассортимента товаров, определяя его ширину и глубину; представляет информацию потребителям о товаре и услугах; производит операции с товарами (приемка, хранение, сортировка и маркировка товаров, установление цен и др.); совершает сделки купли-продажи товаров конечному потребителю; выполняет различные виды сервисных услуг.

В зависимости от особенностей обслуживания покупателей розничная торговля подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.

Стационарная торговая сеть включает в себя технически оборудованные магазины, ларьки, киоски, торговые автоматы. Магазины бывают различных видов: специализированные с узким ассортиментом товаров высокого качества; универмаги с несколькими ассортиментными группами товаров; универсамы со свободным доступом покупателей к товарам; торговые комплексы; магазины товаров повседневного спроса; комиссионные магазины; «магазин - склад», «магазин – демонстрационный зал», магазин, торгующий по каталогам.

Торговые автоматы устанавливают как внутри магазинов, так и вне его (на улицах, вокзалах, в кафе, в гостиницах и т.п.). при этом торговые автоматы могут работать круглосуточно без торгового персонала.

Для организации передвижной торговли используются авто- и вагонолавки, лотки, а также торговые агенты для прямой продажи на дому, на работе и т.п.

При посылочной торговле покупатели приобретают товары по заказам по почте, телефону, Интернету.

На объем реализации товаров (розничный товарооборот) оказывают непосредственное влияние товарный ассортимент, качество и цены предполагаемых товаров, квалификация персонала, размеры и местонахождение магазина, интерьер и внутренняя планировка, виды и качество предоставляемых услуг, порядком оплаты купленных товаров и др.

Мерчендайзинг – предоставление товара и торговых услуг в розничном торговом предприятии. Он включает развитие самообслуживания и других форм активной продажи; контроль за ассортиментом и наличием продукции на складе; выкладку и демонстрацию товара, его потребительских свойств; использование упаковки и маркировки с исчерпывающей информацией для покупателей; гибкую политику цен; внутримагазинную рекламу; предоставление дополнительных торговых услуг; стимулирование спроса. Фирмы-производители марочных товаров в политике продвижения активно используют сэмплинг, т.е. предоставление образцов для пробы.

В табл. 8 приведен перечень услуг, который может быть рекомендован для магазинов розничной торговли /13/.

В сбыте товаров участвуют торговые агенты нескольких типов: агенты производителей по сбыту, комиссионеры, брокеры, консигнаторы и др.

Таблица 8

Типичные услуги, оказываемые розничными магазинами

 

Предпродажные Послепродажные Дополнительные
Прием заказов по телефону Прием заказов по почте Оборудование витрины Показы мод Реклама Примерочная Принятие старых заказов Часы работы Доставка покупок Подарочная упаковка Обычная упаковка Подгонка товара Возврат товара Переделка товара Установка товара Портновские услуги Нанесение надписей на товары Доставка наложенным платежом Справочная служба Предоставление кредита Инкассирование чеков Бесплатная автостоянка Рестораны, кафе Услуги по ремонту Оформление интерьера Комнаты отдыха Присмотр за детьми

 

Агенты производителя по сбыту – это посредники, которые лишь заключают торговые сделки от имени и по поручению собственника товара, получая комиссионное вознаграждение за проданный товар.

Агенты-комиссионеры сами заключают контракт на продажу товара от имени производителя, который находится на складах предприятия.

Брокеры не являются владельцамитоваров и не имеют его на своих складах, а только сводят стороны для переговоров о сделке, получая комиссионное вознаграждение от производителя и покупателя.

Агенты-консигнаторы располагают собственными складскими помещениями и оборудованием для приемки, хранения и продажи товара, имеют товар на хранении (консигнации), не являясь его собственником.

Сбытовые агенты работают обычно на основе агентских соглашений с предприятием. Сбытовые агенты могут специализироваться по определенным географическим районам либо отраслям промышленности. Использование сбытовых агентов особенно эффективно при выходе на рынок с новым товаром. Качество сбытовой деятельности у агентов выше, чем у оптовых фирм, а сбытовые расходы ниже и составляют 3-8 % от объема сбыта по сравнению с 15-20 % у оптовых фирм. Однако следует учитывать, что деятельность сбытовых агентов трудно контролировать, у них меньшая гибкость при колебании цен.

При выборе сбытовых агентов особо учитываются их умение вести беседы, делать экономические расчеты, квалифицированно представить товар, организовать и планировать свою работу, сотрудничать с людьми и влиять на них.

Потребное количество агентов N для продажи заданного объема товара в течение периода времени Т можно укрупненно определить по формуле

, (16)

где F – необходимое число переговоров для получения заказа;

С – число потенциальных клиентов;

R – среднее число переговоров, которые средний агент может провести за время Т.

Для оплаты труда посредников могут применяться различные системы: система «постоянная плюс переменные части», «прямые комиссионные», «постоянные комиссионные» и др.

Предприятие может использовать различные способы организации продажи с помощью агентов, в том числе:

а) территориальная организация, когда каждый агент продает товары на четко определенной территории;

б) организация «по товарам», при которой каждый из агентов специализируется на продаже определенной группы товаров;

return false">ссылка скрыта

в) организация «по покупателям» заключается в том, что каждый агент работает с определенным покупательским сегментом;

г) организация «по целям», когда агенты выполняют отдельные виды работ по продаже (установление контакта, фосстис, заключение сделки и т.п.).

В последние годы широкое распространение получила система продаж товаров и услуг на основе многоуровнего сетевого маркетинга.

Многоуровневый сетевой маркетинг – это система, с помощью которой предприятие-производитель распространяет свой товар или услугу через сеть независимых деловых агентов, которые в свою очередь привлекают других людей для распространения товара или услуги. С помощью сетевого маркетинга распространяется более 25 тысяч наименований товаров или услуг в 125 странах. В нем участвуют более 15 млн человек, объем продаж составляет около 100 млрд долларов США в год.

Для реализации продукции на рынке применяются три метода: интенсивный, выборочный и исключительный. Интенсивный сбыт предполагает продажу продукта повсеместно, максимизацию количества торговых точек, продавцов. При выборочном (селективном) методе производитель реализует свою продукцию через нескольких посредников, организаций торговли в регионе, в сегментах рынка. Исключительный метод означает выбор одного торгового посредника с передачей прав на реализацию продукции в регионе.

Выбор канала сбыта и метода реализации продукции зависит от ряда факторов: особенностей товара, объема сбыта, характера конкретного рынка, затрат на организацию канала, отношения покупателей, типов и принципов работы оптовых и розничных предприятий торговли. При выборе способов товародвижения необходимо учитывать интересы потребителя, так как уровень культуры обслуживания потребителя является формой конкурентной борьбы на рынке.

При выборе посреднических фирм и агентов необходимо учитывать уровень знания посредниками рынка, их репутацию в деловом мире и в государственных организациях, регион деятельности, объем операций, квалификацию персонала, материально-техническую базу, финансовые возможности.

Широкое распространение получили аукционная торговля, товарные биржи, лизинг.

Аукционную продажу проводит продавец или посредническая организация в заранее установленное время в специальном месте. Товары предлагаются как большими партиями (оптовая торговля), так и отдельными изделиями (розничная торговля). Цену на товары устанавливают присутствующие на аукционе покупатели.

На товарных биржах заключаются контракты на поставку товаров, при этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками-брокерами, которым покупатели дают поручение на совершение сделки с указанием вида товара, срока поставки и цены. На товарных биржах выявляются базисные рыночные цены, которые формируются под влиянием реального соотношения спроса и предложения.

Все большее распространение получает лизинг как форма реализации (сбыта) машин и оборудования. Применяются два вида лизинга:

а) прямой, когда сам производитель организует прокат (аренду) производимой им техники непосредственно потребителям (арендаторам);

б) лизинг с помощью посредника предполагает участие лизинговой фирмы, которая приобретает технику у изготовителя и сдает ее в аренду потребителям.

С финансовой точки зрения все лизинговые операции делятся на лизинг с неполной окупаемостью (оперативный лизинг) и лизинг с полной окупаемостью (финансовый лизинг). Объектами лизинга являются различные виды машин и оборудования, ЭВМ, самолеты, суда, энергетическое и железнодорожное оборудование, строительная техника и даже заводы.

Издержки по товародвижениючасто составляют значительную долю в конечной продажной цене товара. Общий уровень затрат на организацию товародвижения достигает 13,6 % от суммы продаж для предприятий производителей и 25,6 % для фирм – промежуточных продавцов и дистрибьютеров /27/. Поэтому предприятие может получить преимущества над конкурентами, если ему удастся снизить до предельно низкого уровня издержки на сбытовые операции.

Система товародвижения должна обеспечить достаточный уровень обслуживания потребителей: учитывать частоту поставок, скорость и стабильность; предоставить возможность срочных поставок, принятия заказов на малые партии, наличие необходимого ассортимента; предоставление информации о ходе выполнения заказов. Например, в международной практике используются следующие значения показателей: ответ на запросы потребителей об их заказах в течение трех часов; выполнение заказа с точностью 99 %; выполнение 90 % заказов из имеющихся запасов; повреждение в пути не более 3 % от товарной массы; гарантии поставок в требуемые сроки.

Процесс организации товародвижения от предприятия-изготовителя к потребителю включает несколько этапов: выбор места хранения запасов готовой продукции и системы складирования; определение системы перемещения готовых товаров; организация системы управления запасами; выбор способов маршрутов транспортировки товаров до мест продажи; выбор и организация мест продажи; организация предпродажного сервиса.

для оценки эффективности товародвижения, как правило, используют формулу общих издержек:

, (16)

где D – сумма издержек товародвижения;

Т – транспортные расходы;

F – постоянные складские расходы;

W – переменные складские расходы;

S –стоимость заказов, не выполненных в срок;

R - сумма санкций (штрафов) за неисполненные заказы;

ВD – бонусные расходы дилера;

СR – коммуникационные расходы (реклама, проспекты, буклеты, телефонный маркетинг и пр.).

Все элементы системы должны быть взаимоувязаны и скоординированы системой планирования. Решение по каждому элементу должно быть обоснованным. Например, при выборе пунктов размещения складов рассматриваются суммарные приведенные затраты по каждому варианту сооружения складов (Зпр) по формуле

Зпр = К×Ен + Ис + Им , (17)

где К – капитальные вложения на сооружение объектов хранения;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен = 0,15);

Ис, Им – годовые издержки, связанные с содержанием складских помещений и доставкой материалов со складов в адрес потребителей.

При выборе вида транспорта учитывают такие критерии, как скорость, частоту отправления, надежность доставки, перевозочную способность (грузоподъемность), доступность к местам продажи, стоимость доставки и др.

Мощным средством конкурентного маркетинга является внедрение маркетинговой логистики, которая включает в себя планирование, внедрение и контроль над физическими потоками материалов и готовой продукции, начиная с пунктов происхождения и заканчивая пунктами назначения, в целях наиболее эффективного удовлетворения запросов покупателей. При этом координируются действия производителей сырья, агентов по закупкам, поставщиков, маркетологов, участников каналов товародвижения и покупателей с использованием современных информационных технологий. Наиболее важными решениями в маркетинговой логистике являются: организация процесса обработки заказов с целью сократить цикл «заказ - оплата»; организация складирования с определением их количества, местонахождения, типа, степени автоматизации; определение объема запасов на основе учета затрат на хранение и на обработку заказа на единицу продукции; организация процесса транспортировки товаров.