Характеристика оптовой и розничной торговли
Оптовые торговые фирмы – это независимые коммерческие предприятия, закупающие у производителя товары и перепродающие их в том же или почти в том же виде от своего имени оптовым или розничным предприятиям.
Рис. 24. Количество связей
Выделяются специализированные оптовые фирмы, которые занимаются торговлей конкретным видом товара, и неспециализированные оптовые фирмы, которые работают с широким ассортиментом. Оптовики самостоятельно изучают рынки сбыта, проводят оптовые ярмарки и аукционы и ведут рекламу товаров, формируют ценовую политику, имеют свои склады, содержат демонстрационные залы, издают каталоги, выполняют различные виды сервиса, организуют хранение и транспортировку товаров и т.п. Так, хранение товаров на складах оптовиков примерно в три раза дешевле, чем в розничной торговле.
На долю оптовых посредников приходится 50 % мировой торговли, а в Японии 68 % торговых продаж осуществляется через оптовиков. В России через оптовые организации реализуется около 25 % продукции производственно-технического назначения.
В настоящее время около 90 % потребительских товаров и 30 % продукции промышленного назначения реализуется через различные организации розничной торговли.
Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность по продаже товаров конечным потребителям для личного пользования. Розничная торговля выполняет ряд важных функций: участвует в процессе формирования ассортимента товаров, определяя его ширину и глубину; представляет информацию потребителям о товаре и услугах; производит операции с товарами (приемка, хранение, сортировка и маркировка товаров, установление цен и др.); совершает сделки купли-продажи товаров конечному потребителю; выполняет различные виды сервисных услуг.
В зависимости от особенностей обслуживания покупателей розничная торговля подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.
Стационарная торговая сеть включает в себя технически оборудованные магазины, ларьки, киоски, торговые автоматы. Магазины бывают различных видов: специализированные с узким ассортиментом товаров высокого качества; универмаги с несколькими ассортиментными группами товаров; универсамы со свободным доступом покупателей к товарам; торговые комплексы; магазины товаров повседневного спроса; комиссионные магазины; «магазин - склад», «магазин – демонстрационный зал», магазин, торгующий по каталогам.
Торговые автоматы устанавливают как внутри магазинов, так и вне его (на улицах, вокзалах, в кафе, в гостиницах и т.п.). при этом торговые автоматы могут работать круглосуточно без торгового персонала.
Для организации передвижной торговли используются авто- и вагонолавки, лотки, а также торговые агенты для прямой продажи на дому, на работе и т.п.
При посылочной торговле покупатели приобретают товары по заказам по почте, телефону, Интернету.
На объем реализации товаров (розничный товарооборот) оказывают непосредственное влияние товарный ассортимент, качество и цены предполагаемых товаров, квалификация персонала, размеры и местонахождение магазина, интерьер и внутренняя планировка, виды и качество предоставляемых услуг, порядком оплаты купленных товаров и др.
Мерчендайзинг – предоставление товара и торговых услуг в розничном торговом предприятии. Он включает развитие самообслуживания и других форм активной продажи; контроль за ассортиментом и наличием продукции на складе; выкладку и демонстрацию товара, его потребительских свойств; использование упаковки и маркировки с исчерпывающей информацией для покупателей; гибкую политику цен; внутримагазинную рекламу; предоставление дополнительных торговых услуг; стимулирование спроса. Фирмы-производители марочных товаров в политике продвижения активно используют сэмплинг, т.е. предоставление образцов для пробы.
В табл. 8 приведен перечень услуг, который может быть рекомендован для магазинов розничной торговли /13/.
В сбыте товаров участвуют торговые агенты нескольких типов: агенты производителей по сбыту, комиссионеры, брокеры, консигнаторы и др.
Таблица 8
Типичные услуги, оказываемые розничными магазинами
Предпродажные | Послепродажные | Дополнительные |
Прием заказов по телефону Прием заказов по почте Оборудование витрины Показы мод Реклама Примерочная Принятие старых заказов Часы работы | Доставка покупок Подарочная упаковка Обычная упаковка Подгонка товара Возврат товара Переделка товара Установка товара Портновские услуги Нанесение надписей на товары Доставка наложенным платежом | Справочная служба Предоставление кредита Инкассирование чеков Бесплатная автостоянка Рестораны, кафе Услуги по ремонту Оформление интерьера Комнаты отдыха Присмотр за детьми |
Агенты производителя по сбыту – это посредники, которые лишь заключают торговые сделки от имени и по поручению собственника товара, получая комиссионное вознаграждение за проданный товар.
Агенты-комиссионеры сами заключают контракт на продажу товара от имени производителя, который находится на складах предприятия.
Брокеры не являются владельцамитоваров и не имеют его на своих складах, а только сводят стороны для переговоров о сделке, получая комиссионное вознаграждение от производителя и покупателя.
Агенты-консигнаторы располагают собственными складскими помещениями и оборудованием для приемки, хранения и продажи товара, имеют товар на хранении (консигнации), не являясь его собственником.
Сбытовые агенты работают обычно на основе агентских соглашений с предприятием. Сбытовые агенты могут специализироваться по определенным географическим районам либо отраслям промышленности. Использование сбытовых агентов особенно эффективно при выходе на рынок с новым товаром. Качество сбытовой деятельности у агентов выше, чем у оптовых фирм, а сбытовые расходы ниже и составляют 3-8 % от объема сбыта по сравнению с 15-20 % у оптовых фирм. Однако следует учитывать, что деятельность сбытовых агентов трудно контролировать, у них меньшая гибкость при колебании цен.
При выборе сбытовых агентов особо учитываются их умение вести беседы, делать экономические расчеты, квалифицированно представить товар, организовать и планировать свою работу, сотрудничать с людьми и влиять на них.
Потребное количество агентов N для продажи заданного объема товара в течение периода времени Т можно укрупненно определить по формуле
, (16)
где F – необходимое число переговоров для получения заказа;
С – число потенциальных клиентов;
R – среднее число переговоров, которые средний агент может провести за время Т.
Для оплаты труда посредников могут применяться различные системы: система «постоянная плюс переменные части», «прямые комиссионные», «постоянные комиссионные» и др.
Предприятие может использовать различные способы организации продажи с помощью агентов, в том числе:
а) территориальная организация, когда каждый агент продает товары на четко определенной территории;
б) организация «по товарам», при которой каждый из агентов специализируется на продаже определенной группы товаров;
return false">ссылка скрытав) организация «по покупателям» заключается в том, что каждый агент работает с определенным покупательским сегментом;
г) организация «по целям», когда агенты выполняют отдельные виды работ по продаже (установление контакта, фосстис, заключение сделки и т.п.).
В последние годы широкое распространение получила система продаж товаров и услуг на основе многоуровнего сетевого маркетинга.
Многоуровневый сетевой маркетинг – это система, с помощью которой предприятие-производитель распространяет свой товар или услугу через сеть независимых деловых агентов, которые в свою очередь привлекают других людей для распространения товара или услуги. С помощью сетевого маркетинга распространяется более 25 тысяч наименований товаров или услуг в 125 странах. В нем участвуют более 15 млн человек, объем продаж составляет около 100 млрд долларов США в год.
Для реализации продукции на рынке применяются три метода: интенсивный, выборочный и исключительный. Интенсивный сбыт предполагает продажу продукта повсеместно, максимизацию количества торговых точек, продавцов. При выборочном (селективном) методе производитель реализует свою продукцию через нескольких посредников, организаций торговли в регионе, в сегментах рынка. Исключительный метод означает выбор одного торгового посредника с передачей прав на реализацию продукции в регионе.
Выбор канала сбыта и метода реализации продукции зависит от ряда факторов: особенностей товара, объема сбыта, характера конкретного рынка, затрат на организацию канала, отношения покупателей, типов и принципов работы оптовых и розничных предприятий торговли. При выборе способов товародвижения необходимо учитывать интересы потребителя, так как уровень культуры обслуживания потребителя является формой конкурентной борьбы на рынке.
При выборе посреднических фирм и агентов необходимо учитывать уровень знания посредниками рынка, их репутацию в деловом мире и в государственных организациях, регион деятельности, объем операций, квалификацию персонала, материально-техническую базу, финансовые возможности.
Широкое распространение получили аукционная торговля, товарные биржи, лизинг.
Аукционную продажу проводит продавец или посредническая организация в заранее установленное время в специальном месте. Товары предлагаются как большими партиями (оптовая торговля), так и отдельными изделиями (розничная торговля). Цену на товары устанавливают присутствующие на аукционе покупатели.
На товарных биржах заключаются контракты на поставку товаров, при этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками-брокерами, которым покупатели дают поручение на совершение сделки с указанием вида товара, срока поставки и цены. На товарных биржах выявляются базисные рыночные цены, которые формируются под влиянием реального соотношения спроса и предложения.
Все большее распространение получает лизинг как форма реализации (сбыта) машин и оборудования. Применяются два вида лизинга:
а) прямой, когда сам производитель организует прокат (аренду) производимой им техники непосредственно потребителям (арендаторам);
б) лизинг с помощью посредника предполагает участие лизинговой фирмы, которая приобретает технику у изготовителя и сдает ее в аренду потребителям.
С финансовой точки зрения все лизинговые операции делятся на лизинг с неполной окупаемостью (оперативный лизинг) и лизинг с полной окупаемостью (финансовый лизинг). Объектами лизинга являются различные виды машин и оборудования, ЭВМ, самолеты, суда, энергетическое и железнодорожное оборудование, строительная техника и даже заводы.
Издержки по товародвижениючасто составляют значительную долю в конечной продажной цене товара. Общий уровень затрат на организацию товародвижения достигает 13,6 % от суммы продаж для предприятий производителей и 25,6 % для фирм – промежуточных продавцов и дистрибьютеров /27/. Поэтому предприятие может получить преимущества над конкурентами, если ему удастся снизить до предельно низкого уровня издержки на сбытовые операции.
Система товародвижения должна обеспечить достаточный уровень обслуживания потребителей: учитывать частоту поставок, скорость и стабильность; предоставить возможность срочных поставок, принятия заказов на малые партии, наличие необходимого ассортимента; предоставление информации о ходе выполнения заказов. Например, в международной практике используются следующие значения показателей: ответ на запросы потребителей об их заказах в течение трех часов; выполнение заказа с точностью 99 %; выполнение 90 % заказов из имеющихся запасов; повреждение в пути не более 3 % от товарной массы; гарантии поставок в требуемые сроки.
Процесс организации товародвижения от предприятия-изготовителя к потребителю включает несколько этапов: выбор места хранения запасов готовой продукции и системы складирования; определение системы перемещения готовых товаров; организация системы управления запасами; выбор способов маршрутов транспортировки товаров до мест продажи; выбор и организация мест продажи; организация предпродажного сервиса.
для оценки эффективности товародвижения, как правило, используют формулу общих издержек:
, (16)
где D – сумма издержек товародвижения;
Т – транспортные расходы;
F – постоянные складские расходы;
W – переменные складские расходы;
S –стоимость заказов, не выполненных в срок;
R - сумма санкций (штрафов) за неисполненные заказы;
ВD – бонусные расходы дилера;
СR – коммуникационные расходы (реклама, проспекты, буклеты, телефонный маркетинг и пр.).
Все элементы системы должны быть взаимоувязаны и скоординированы системой планирования. Решение по каждому элементу должно быть обоснованным. Например, при выборе пунктов размещения складов рассматриваются суммарные приведенные затраты по каждому варианту сооружения складов (Зпр) по формуле
Зпр = К×Ен + Ис + Им , (17)
где К – капитальные вложения на сооружение объектов хранения;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен = 0,15);
Ис, Им – годовые издержки, связанные с содержанием складских помещений и доставкой материалов со складов в адрес потребителей.
При выборе вида транспорта учитывают такие критерии, как скорость, частоту отправления, надежность доставки, перевозочную способность (грузоподъемность), доступность к местам продажи, стоимость доставки и др.
Мощным средством конкурентного маркетинга является внедрение маркетинговой логистики, которая включает в себя планирование, внедрение и контроль над физическими потоками материалов и готовой продукции, начиная с пунктов происхождения и заканчивая пунктами назначения, в целях наиболее эффективного удовлетворения запросов покупателей. При этом координируются действия производителей сырья, агентов по закупкам, поставщиков, маркетологов, участников каналов товародвижения и покупателей с использованием современных информационных технологий. Наиболее важными решениями в маркетинговой логистике являются: организация процесса обработки заказов с целью сократить цикл «заказ - оплата»; организация складирования с определением их количества, местонахождения, типа, степени автоматизации; определение объема запасов на основе учета затрат на хранение и на обработку заказа на единицу продукции; организация процесса транспортировки товаров.