Система реализации товара. Виды и характеристики каналов распределения
Реализация продукции и услуг потребителям является важным элементом комплекса маркетинга, обеспечивающим доведение товара до потребителя.
Сбытовая функция маркетинга представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих распределение товаров в рыночном пространстве, доведение и продажу товаров потребителям, организацию предпродажного и послепродажного обслуживания с целью их эффективной эксплуатации.
Распределение или товародвижение является заключительной стадией маркетинговой деятельности, на которой осуществляется передача проданного товара потребителю, то есть происходит сбыт товара, а потребитель становится собственником купленного товара и получает возможность его использовать.
Система товародвижения должна обеспечивать доставку товара к местам продажи (потребления) в точно определенное время, и заказанном количестве и ассортименте, без повреждений и с максимальным уровнем обслуживания покупателя.
Систему распределения продукции предприятия можно представить как совокупность элементов внутренней и внешней среды.
Элементами внутренней среды являются подразделения и службы предприятия, обеспечивающие сбытовую деятельность и осуществляющие обработку заказов, контроль изделий, подбор транспортных партий, хранение товаров, упаковку и отгрузку товаров, оформление необходимой документации, контроль за движением грузов.
Элементами внешней среды системы товародвижения являются каналы распределения.
Канал распределения (товародвижения) – это совокупность юридических и физических лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на товары на их пути от производителя к потребителю. В качестве таких элементов могут выступать оптовые или розничные торговцы, посредники. Под уровнем канала распределения понимают любого посредника, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Примеры каналов распределения товаров показаны на рис. 23.
Рис. 23. Примеры каналов распределения
Участники канала распределения выполняют следующие основные функции:
маркетинговые исследования рынка, потребителей, конкурентов, сбор и анализ информации по планированию и обеспечению продаж;
распределение и сбыт произведенной продукции, организация транспортировки, складирования и хранения, сортировки, подборки и фасовки товаров;
участие в планировании товарного ассортимента;
участие в формирования уровня цены и ценовой политики;
продвижение товаров и стимулирование сбыта;
осуществление рекламных мероприятий, распродаж, выставочной деятельности;
установление непосредственных контактов с заказчиками и конечными покупателями, проведение переговоров, заключение контрактов купли-продажи и организация контроля за их качественным исполнением, организация оплаты за товары;
приспособление товара, организация предпродажного и послепродажного сервиса;
финансирование издержек по функционированию канала распределения, финансирование сбытовых операций;
принятие на себя риска за функционирование канала и сбыт товаров;
передача прав владения и распоряжения товаром и др.
Различают прямые, косвенные и смешанные каналы товародвижения. Сравнительная характеристика каналов товародвижения приведена в табл.7.
Таблица 7
Сравнительные характеристики каналов товародвижения
Характеристика канала сбыта | Каналы товародвижения | |||
Прямые | Косвенные | Смешанные | ||
оптовые фирмы | сбытовые агенты | |||
Рынок Объем сбыта Контакты с изготовителями Издержки сбыта | Вертикальный Небольшой Очень тесные Самые высокие | Горизонтальный Большой Незначительный Средние | Вертикальный Средний Малые Самые низкие | Любой Большой Средние Оптимальные |
Политика цен | Очень гибкая, быстро учитывающая конъюнктуру рынка | Гибкая, оперативно учитывает изменения на рынке | Недостаточно гибкая, требует согласования изменения цен с изготовителями | В целом гибкая, удовлетворяющая потребителя и изготовителя |
Продолжение табл. 7 | ||||
Знание предмета сбыта | Отличное | Удовлетворительное | Хорошее | Оптимальное |
Зона действия | Узкая, в месте концентрации потребителей | Широкая, по всему рынку | Узкая, но несколько агентов охватывают весь рынок | Наиболее полная |
Право собственности на изделие в процессе сбыта | У изготовителя | У посредника | У посредника | Нормальное |
Финансовое состояние изготовителя | Сильное | Слабое, среднее | Слабое | Нормальное |
Возможности технического обслуживания изделий | Самые высокие | Низкие | Средние | Нормальные |
Норма прибыли | Высокая | Низкая | Низкая | Средняя |
Уровень стандартизации | Низкий | Высокий | Высокий, средний | Любой |
Качество отчетности | Высокое | Низкое | Самое низкое | Нормальное |
Канал «нулевого уровня» или «прямой» канал предполагает организацию сбыта производителем продукции непосредственно потребителю. Около 60 % товаров производственного назначения реализуется по модели «производитель – конечный потребитель». При этом производитель лучше изучает рынок сбыта, налаживает тесные контакты с потребителями, ускоряет цикл реализации продукции, добивается большей оборачиваемости средств. Однако у производителя увеличиваются расходы на хранение, упаковку и транспортировку товаров, содержание персонала службы сбыта.
Прямой сбыт используется в следующих случаях:
при продаже товара в больших количествах, крупными партиями, при концентрации рынка покупателей в одном, двух регионах;
при устойчивой связи с покупателями на длительный период времени;
товар требует специализированного послепродажного сервиса;
товар создается по спецификациям заказчика;
когда целевой рынок ограничен.
При наличии достаточных финансовых средств предприятие-изготовитель может создать сеть собственных сбытовых филиалов, которые проводят маркетинговые исследования, рекламу продукции, протовитель может создать сеть собственных сбытовых филиалов, которые проводят маркетинговые исследования, рекламу продукции, предпродажное и послепродажное обслуживание, участвуют в выставках и презентациях, организуют продажу продукции.
Для увеличения целевых рынков сбыта, расширения продаж, сокращения затрат на реализацию, а также при выходе на малоемкие и труднодоступные рынки предприятия-изготовители используют косвенные каналы распределения, то есть прибегают к услугам посредников. Посредниками являются крупные и мелкие оптовые фирмы, розничные организации и независимые сбытовые агенты.
Основными преимуществами пользования услугами посредников для предприятий-производителей являются резкое сокращение службы сбыта и издержек на сбытовые операции; передача значительной части мероприятий по реализации функций маркетинга посредникам; сокращение количества прямых контактов с потребителями продукции. Например, при трех производителях и четырех потребителях продукции количество связей будет равно 12, а при использовании посредника только 7 (рис.24).
Комбинированный или смешанный метод предполагает организацию сбыта продукции как по прямому каналу, так и с участием посредников.