Методы ценообразования
Существуют различные методы ценообразования: «средние издержки плюс прибыль», на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе «ощущаемой ценности» товара, на основе уровня текущих цен, на основе закрытых торгов (конкурсов) и другие.
Наиболее распространенным является метод ценообразования «средние издержки плюс прибыль», по которому к издержкам производства и реализации на определенный продукт прибавляют надбавку, соответствующую для данной отрасли норме прибыли или желаемому доходу от оборота. При этом следует учитывать издержки и прибыль как производителя продукции, так и всех участников распределения (оптовых фирм, розничных магазинов, сбытовых агентов и т.п.).
При использовании метода анализа безубыточности и получения целевой прибылипредприятие назначает цену, которая должна обеспечить запланированный объем прибыли (рис. 22)
Рис. 22. Анализ безубыточности
Точка безубыточности (количество изделий Кбу), при которой общие издержки и доходы совпадают, определяется по формуле
, (12)
где Ц – цена изделия;
Кбу – количество изделий;
Ипер – переменные издержки на изделие.
Для получения целевой прибыли (Ппл) необходимо обеспечить объем продаж в количестве Кпл. При сбыте К < Кбу предприятие будет нести убытки.
При установлении цены на основе ощущаемости получателем ценности товара(метод потребительской оценки) предприятие убеждает покупателя в преимуществах своего товара, используя неценовые методы воздействия (сервис, гарантии, право использования товарной марки и т.п.).
Часто используется метод следования за лидером, когда предприятие устанавливает цены на продукцию на уровне сложившихся на рынке текущих цен или чуть ниже.
При определении цен на проекты при участии в конкурсах необходимо согласно теории решений установить такую цену, которая ведет к наибольшему ожиданию прибыли в долгосрочном плане.
При определении базовой цены изделия можно использовать параметрические методы ценообразования: метод удельных показателей, балловый метод, метод регрессионного анализа и др. /28/.
В основе метода удельных показателей лежит определение удельной величины цены (Цо):
, (13)
где Цп – прейскурантная цена;
Хо – величина основного параметра качества.
При балловом методе цена нового изделия (Цн) определяется по формуле:
, (14)
где Цб – цена базисного изделия;
i – параметры качества;
Бнi – балловая оценка i-го параметра нового изделия;
Боi – балловая оценка i-го параметра базисного изделия.
Метод регрессионного анализа основывается на учете влияния на цену основных параметров качества изделия:
, (15)
где Х1, Х2,… Хn – основные параметры качества изделия.
Выбрав и применив один из методов ценообразования, устанавливают окончательную цену на продукцию. При этом учитывают психологическое воздействие цены на покупателей, влияние качества продукции, расходы на рекламу, моду, престижность и др.