Характеристика субъектных, деятельностных и средовых социально-педагогических технологий работы социального педагога.

М.В. Шакурова, Л.В. Мардахаев и др. предлагают разделять социально-педагогические технологии на следующие типы: субъектные, деятельностные, средовые.

Субъектные технологии в свою очередь подразделяются на индивидуальные, групповые, сферные и массовидные. К индивидуальным (персональным) технологиям относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т. д. Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т.д. Например, для бывших воспитанников учебно-воспитательных учреждений закрытого типа – это технологии реадаптации и ресоциализации, для подростков – технологии адаптации к условиям современного социума, для учащихся с ОПФР – технологии трудотерапии, психотерапии и т.д. Число социальных групп и слоев, требующих социальной помощи, все время возрастает, усложняются их проблемы, следовательно, растет и число социальных групповых технологий. Массовидные технологии касаются большого количества населения, социума (например, технологии социально-педагогической рекламы, технологии социокультурной деятельности).

Деятельностные технологии трактуются как совокупность приемов и методов воздействий, применяемых социальными службами и СППС, социальными и социально-педагогическими работниками для достижения поставленных целей в процессе социально-педагогической работы для решения разного рода социальных и социально-педагогических проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Данные технологии базируются как на учете интересов индивида, его потребностей, ценностных ориентаций, так и на учете социальных условий, способствующих или ограничивающих раскрытие и использование внутренних сил клиента, они ориентируют социальных и социально-педагогических работников на целостный подход к человеку.

На этой основе деятельностные технологии направлены на:

· совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;

· улучшение деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования) – технологии управления, прогнозирования, моделирования, проектирования;

· оптимизацию деятельности социального педагога (технологии консультирования, коррекции, диагностики проблемы и т.д.);

· улучшение деятельности клиента (технологии установки на успех, совершенствования коммуникативных навыков, снятия комплекса и др.).

Средовые технологии включают в себя технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (технологии коррекции процесса общения, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развития стрессоустойчивости, реализации превентивных мер по преодолению нарушений адаптации личности и др.).

Также средовые технологии включают технологии «кабинетные» или «лабораторные» (искусственно созданные во временных условиях), полевые (существующие в реальной среде).

Среди названных социально-педагогических технологий всех трех типов выделяются технологии разработанные, адаптированные, внедренные и полностью используемые, а также внедренные, но используемые недостаточно активно. При этом для ряда технологий разработаны методики, обучающие этим технологиям.

Для сравнения рассмотрим приведенные ниже в виде схем классификации социально-педагогических технологий разных авторов.