Органы индикативного планирования.

Опыт развитых стран показывает, что для организации индика­тивного планирования необходимо создание специализированных плановых органов и наделение определенными функциями плани­рования различных министерств и ведомств. Так, например, в Японии система органов регулирования и прогнозирования экономики включает рад учреждений и организаций, в их числе: Экономичес­кий консультативный совет, Консультативный совет планирования комплексного развития территорий, Управление экономического планирования, ответственное за составление конкретных программ и планов экономического развития, Департамент по комплексному развитию территорий, Исследовательский экономический институт и другие организации.

В Российской Федерации система прогнозирования и планиро­вания включает Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за раз­работку и утверждение прогнозов социально-экономического раз­вития; Министерство финансов, которое отвечает за разработку, утверждение и исполнение бюджетов. Центральный банк отвечает за формирование параметров денежно-кредитной и валютной по­литики; Государственный комитет по статистике, который ведет мониторинг итогов социально-экономического развития.

В качестве недостатков российской системы органов прогнозиро­вания и планирования, которая сложилась в 1992—1998 гг., обычно отмечают совмещение выполнения функций регулирования, прогно­зирования и контроля одними и теми же органами. Для ее усовершенствования предлагают в состав системы включить следующие органы:

Комитет по Прогнозированию, который должен обобщать информацию всех министерств и ведомств, региональных и местных властей, предприятий и профсоюзов и на ее основе формировать прогнозы социально-экономического развития. Комитет должен иметь общегосударственный, то есть федерально-региональный статус.

Казначейство, которое должно исполнять федеральный, региональные и местные бюджеты, иметь общегосударственный статус.

Налоговая служба и фонды управления государственным имуще­ством, которые должны иметь общегосударственный статус и вме­сте с федеральными таможенными органами участвовать в разра­ботке соответствующих доходных разделов бюджета.

Государственный комитет по статистике, который должен от­вечать за мониторинг хода выполнения индикативного плана и оцен­ку его результатов.

Центральный банк, который должен участвовать в разработке и отвечать за исполнение раздела "Развитие кредитно-денежной и валютной системы" индикативного плана социально-экономичес­кого развития.

Министерство финансов, которое должно отвечать за подготовку и исполнение консолидированного бюджета, привлечение, обслу­живание и погашение госзаймов, выработку и проведение финан­совой политики государства, осуществлять регулирование корпора­тивных финансов, бухгалтерского учета, контроль над аудиторами и аудиторскими фирмами, лицензирование финансовой деятельности. Все финансовые операции министерство должно проводить через Государственное казначейство.

Министерство экономического развития и торговли, которое должно отвечать за индика­тивное планирование в целом, а также:

разрабатывать в составе плана социально-экономического раз­вития разделы по комплексным мерам государственного регулиро­вания экономики нормативного и административного характера;

осуществлять методическое руководство и координацию работ по подготовке индикативных планов социально-экономического развития;

рассматривать совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, территориальными плановыми органами, профессиональными союзами и объединениями пред­принимателей представленные ими материалы и обеспечивать со­гласованность предлагаемых мер регулирования экономики, их со­ответствие общему курсу экономической политики.

Однако Министерство экономического развития, выполняющее большое количество функций помимо планирования, не сможет выполнять весь объем необходимой плановой работы. В связи с этим необходимо создание специального планового органа, на который и следует возложить ответственность за разработку различных индикативных плановых документов на уровне страны.