ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Географическое направление международной торговли – это система распределения товарных потоков между отдельными странами и их группами.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны – 70-75% МТ, развивающиеся – 20%, бывшие соцстраны – 10%).

Географическая конфигурация МТ:

Промышленно развитые страны более 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония более 60% экспорта и импорта; «Большая 7» – 50% мирового товарооборота). В середине 80-х г.г. – лидер Западная Германия, США, Япония. В 90-е г.г. первое место занимает США.

Развивающиеся страны (тенденции роста в MТ). В 70-е г.г. – 22%, 90-е г.г. – 32%.

Высокий удельный вес новых индустриальных стран – Юго-Восточная Азия (Южная Корея, Сянган, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира).

Тенденция снижения роли Африканских стран в МТ (кроме ЮАР) и стран Латинской Америки (кроме НИС).

Десятка ведущих мировых экспортеров: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Гонконг, Китай.

Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта – непродовольственные товары.

Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она для них просто слишком дорогая.

Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства.

С 1991 по 1997 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 44% до 36% по разным позициям, а доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона поднялась с 38% до 42%. В международной торговле заметно выросла роль Китая, быстро растет торгово-экономический потенциал Индии, более значимыми становятся страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили).

Присутствие товарных групп на мировом рынке характеризуется их конкурентоспособностью. Индекс конкурентоспособности для каждой из стран рассчитывается как средневзвешенное из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов. Это факторы:

- открытость;

- правительство;

- финансы;

- технология;

- инфраструктура;

- менеджмент;

- труд;

- институциональная среда.

Каждый из названных факторов в свою очередь обобщает большое число некоторых показателей, характеризующих положение в соответствующей области.

Конкурентоспособность определяется как способность конкретного государства создавать пропорционально больше богатств, чем его соперники на мировых рынках. А также как способность поддерживать устойчивые высокие темпы роста реального душевого дохода, измеряемого темпами роста валового внутреннего продукта в расчете на душу населения в постоянных ценах.