Другие подходы к проблеме международной конкурентоспособности

Проблема международной конкурентоспособности стран поми­мо теоретических разработок вызывала и вызывает практический интерес у органов государственной власти ряда стран, а также у международных организаций. В конце 1980-х — начале 1990-х годов был создан ряд национальных и наднациональных органов по этим вопросам, например Совет по политике конкурентоспособности США или Консультативная группа по конкурентоспособности при Европейской комиссии. Кроме того, с начала 1990-х годов прово­дятся международные сопоставления стран по их конкурентоспо­собности. Такие сопоставления проводят, в частности, Междуна­родный институт развития менеджмента (Лозанна) и Всемирный экономический форум (ВЭФ), которые ежегодно готовят доклады по мировой конкурентоспособности. В рамках этих докладов стра­ны сопоставляются по широкому массиву количественных (полу­ченных по данным статистики) и качественных (опросных) данных.

В рейтингах конкурентоспособности Всемирного экономического форума 194 индикатора распределены по следующим 12 группам.

1.Характеристики фирм. Характеризуют структуру стратегий на­циональных фирм, специфику прямых иностранных инвестиций.

2.Базовые индикаторы стран. Содержат данные о темпах роста прибыли наиболее бедной части населения, инфляционных ожида­ниях, ВВП, дифференциации доходов, ВВП на душу населения и темпах его роста.

3.Индикаторы государственной и фискальной политики. Включа­ют сведения о налоговой системе, структуре потребления, о госу­дарственных расходах, профиците / дефиците бюджета.

4.Институты. Определяемые экспертным путем показатели ста­бильности государственных и политических институтов, уровень бюрократии, коррупции, использования судов для решения деловых споров и др.

5.Инфраструктура. Дороги, железные дороги, авиатранспорт, состояние телефонных сетей, доступ к Интернету и электронной почте, степень использования мобильной телефонной связи.

6.Человеческий потенциал. Круг показателей по качеству обра­зования в государственных школах, различиям в качестве школ, качеству здравоохранения, силе профсоюзов, численности безра­ботных.

7.Технология. Включает общее технологическое развитие, уро­вень преподавания математики в школах, научно-исследовательские институты, затраты государственного сектора на НИОКР.

8.Финансы. Характеризуют уровень развития финансовых рын­ков , 5двстр1Нбств1,кредитов, состояние конкуренции в банковском секторе, ставку рефинансирования.

9.Открытость для международной торговли и движения капитала. Включает скрытые барьеры внешней торговли, валютный курс, уровень поддержки экспорта со стороны государства, интегральную ставку тарифа, доступность на мировые рынки капитала.

10.Внутренняя конкуренция. Показатели легкости начала нового бизнеса, государственной защиты новых предприятий; антимоно­польной политики, спроса на инновации со стороны потребителей.

11.Характеристика оперативной и стратегической деятельности компаний. Набор сведений о наличии брендов международного уровня, уровне технологического развития, дизайна продукции, маркетинга, доступности человеческих ресурсов, уровне компетен­ции менеджеров высшего звена и др.

12.Политика по охране окружающей среды. Представительные данные о контроле за воздушными и водными выбросами, а также за производством генетически модифицированных продуктов и др.

Инструментом и конечным итогом сопоставлений данных яв­ляются страновые рейтинги по конкурентоспособности. Кроме то­го, для каждой страны составляется так называемый национальный бадане конкурентоспособности, в левой части которого представлены показатели, являющиеся с точки зрения разработчиков рейтингов конкурентными преимуществами страны, а в правой части — пока­затели, относимые к конкурентным слабостям.

Под конкурентоспособностью страны Международный институт развития менеджмента (IМЭ) понимает способность нации созда­вать и поддерживать среду, в которой возникают конкурентоспособ­ные компании. Каждое государство 1МО оценивает по четырем по­казателям: состоянию экономики, эффективности правительства, эффективности бизнеса и состоянию инфраструктуры.

В свою очередь, каждый показатель включает пять блоков. На­пример, работу правительства IМБ оценивает по бюджетной и на­логовой политике, качеству госинститутов, корпоративного и соци­ального законодательства.

При этом каждый такой блок имеет несколько десятков под­пунктов. Так, об эффективности госинститутов IМО судит по эф­фективности исполнения решений правительства, влиянию Центро­банка на экономику, коррупции в госинститутах. Всего для оценки конкурентоспособности каждой страны используется 314 показате­лей, которые оцениваются по данным национальной статистики и на основе собственного ежегодного опроса топ-менеджеров 4055 ком­паний, каждая из которых больше года работает в исследуемой стране.

Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг конку­рентоспособности мировых экономик на 2005—2006 гг. Первые места достались представителям Скандинавии, США и динамично развивающихся стран Азии. В рамках проводимого; ежегодно иссле­дования проанализированы экономики 117 стран и примерно 11 тыс. ведущих предприятий. Были учтены все наиболее значимые факто­ры, влияющие на общие экономические показатели, начиная с функционирования общественных институтов и кончая развитием технологий и инноваций.

Согласно рейтингу самой конкурентоспособной страной в мире стала Финляндия. За ней следуют США, Швеция и Дания. Затем идут Тайвань, Сингапур, Исландия, Швейцария, Норвегия и Авст­ралия. Таким образом, пять мест в десятке лучших принадлежат скандинавам.

Самый мощный рывок совершила южнокорейская экономика — за год она поднялась на 12 позиций. Из бывших соцстран лидирует Эстония (20-е место). Свою конкурентоспособность усилили Син­гапур, Австралия, Нидерланды, Канада, Южная Корея, Люксембург и другие государства. В группе стран, ослабивших свои позиции, оказались Франция, Испания, ОАЭ, Великобритания и Германия.

В «группу риска» попали Япония и Гонконг, причиной падения рейтинга которых называется «существенное ухудшение институ­циональной среды», что оказывает негативное влияние на дейст­вующее законодательство и защиту прав собственности.