Другие подходы к проблеме международной конкурентоспособности
Проблема международной конкурентоспособности стран помимо теоретических разработок вызывала и вызывает практический интерес у органов государственной власти ряда стран, а также у международных организаций. В конце 1980-х — начале 1990-х годов был создан ряд национальных и наднациональных органов по этим вопросам, например Совет по политике конкурентоспособности США или Консультативная группа по конкурентоспособности при Европейской комиссии. Кроме того, с начала 1990-х годов проводятся международные сопоставления стран по их конкурентоспособности. Такие сопоставления проводят, в частности, Международный институт развития менеджмента (Лозанна) и Всемирный экономический форум (ВЭФ), которые ежегодно готовят доклады по мировой конкурентоспособности. В рамках этих докладов страны сопоставляются по широкому массиву количественных (полученных по данным статистики) и качественных (опросных) данных.
В рейтингах конкурентоспособности Всемирного экономического форума 194 индикатора распределены по следующим 12 группам.
1.Характеристики фирм. Характеризуют структуру стратегий национальных фирм, специфику прямых иностранных инвестиций.
2.Базовые индикаторы стран. Содержат данные о темпах роста прибыли наиболее бедной части населения, инфляционных ожиданиях, ВВП, дифференциации доходов, ВВП на душу населения и темпах его роста.
3.Индикаторы государственной и фискальной политики. Включают сведения о налоговой системе, структуре потребления, о государственных расходах, профиците / дефиците бюджета.
4.Институты. Определяемые экспертным путем показатели стабильности государственных и политических институтов, уровень бюрократии, коррупции, использования судов для решения деловых споров и др.
5.Инфраструктура. Дороги, железные дороги, авиатранспорт, состояние телефонных сетей, доступ к Интернету и электронной почте, степень использования мобильной телефонной связи.
6.Человеческий потенциал. Круг показателей по качеству образования в государственных школах, различиям в качестве школ, качеству здравоохранения, силе профсоюзов, численности безработных.
7.Технология. Включает общее технологическое развитие, уровень преподавания математики в школах, научно-исследовательские институты, затраты государственного сектора на НИОКР.
8.Финансы. Характеризуют уровень развития финансовых рынков , 5двстр1Нбств1,кредитов, состояние конкуренции в банковском секторе, ставку рефинансирования.
9.Открытость для международной торговли и движения капитала. Включает скрытые барьеры внешней торговли, валютный курс, уровень поддержки экспорта со стороны государства, интегральную ставку тарифа, доступность на мировые рынки капитала.
10.Внутренняя конкуренция. Показатели легкости начала нового бизнеса, государственной защиты новых предприятий; антимонопольной политики, спроса на инновации со стороны потребителей.
11.Характеристика оперативной и стратегической деятельности компаний. Набор сведений о наличии брендов международного уровня, уровне технологического развития, дизайна продукции, маркетинга, доступности человеческих ресурсов, уровне компетенции менеджеров высшего звена и др.
12.Политика по охране окружающей среды. Представительные данные о контроле за воздушными и водными выбросами, а также за производством генетически модифицированных продуктов и др.
Инструментом и конечным итогом сопоставлений данных являются страновые рейтинги по конкурентоспособности. Кроме того, для каждой страны составляется так называемый национальный бадане конкурентоспособности, в левой части которого представлены показатели, являющиеся с точки зрения разработчиков рейтингов конкурентными преимуществами страны, а в правой части — показатели, относимые к конкурентным слабостям.
Под конкурентоспособностью страны Международный институт развития менеджмента (IМЭ) понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникают конкурентоспособные компании. Каждое государство 1МО оценивает по четырем показателям: состоянию экономики, эффективности правительства, эффективности бизнеса и состоянию инфраструктуры.
В свою очередь, каждый показатель включает пять блоков. Например, работу правительства IМБ оценивает по бюджетной и налоговой политике, качеству госинститутов, корпоративного и социального законодательства.
При этом каждый такой блок имеет несколько десятков подпунктов. Так, об эффективности госинститутов IМО судит по эффективности исполнения решений правительства, влиянию Центробанка на экономику, коррупции в госинститутах. Всего для оценки конкурентоспособности каждой страны используется 314 показателей, которые оцениваются по данным национальной статистики и на основе собственного ежегодного опроса топ-менеджеров 4055 компаний, каждая из которых больше года работает в исследуемой стране.
Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг конкурентоспособности мировых экономик на 2005—2006 гг. Первые места достались представителям Скандинавии, США и динамично развивающихся стран Азии. В рамках проводимого; ежегодно исследования проанализированы экономики 117 стран и примерно 11 тыс. ведущих предприятий. Были учтены все наиболее значимые факторы, влияющие на общие экономические показатели, начиная с функционирования общественных институтов и кончая развитием технологий и инноваций.
Согласно рейтингу самой конкурентоспособной страной в мире стала Финляндия. За ней следуют США, Швеция и Дания. Затем идут Тайвань, Сингапур, Исландия, Швейцария, Норвегия и Австралия. Таким образом, пять мест в десятке лучших принадлежат скандинавам.
Самый мощный рывок совершила южнокорейская экономика — за год она поднялась на 12 позиций. Из бывших соцстран лидирует Эстония (20-е место). Свою конкурентоспособность усилили Сингапур, Австралия, Нидерланды, Канада, Южная Корея, Люксембург и другие государства. В группе стран, ослабивших свои позиции, оказались Франция, Испания, ОАЭ, Великобритания и Германия.
В «группу риска» попали Япония и Гонконг, причиной падения рейтинга которых называется «существенное ухудшение институциональной среды», что оказывает негативное влияние на действующее законодательство и защиту прав собственности.