Система целей государственного регулирования экономики
Для государственной экономической политики характерна иерархическая подчиненность целей, которая может быть представлена как «дерево», или «пирамида», целей (рис. 5.1).
Исходя из функций государства и основных принципов формирования экономической политики можно выделить следующие уровни в системе национальных интересов.
1.На глобальном уровне принято выделять высшую (глобальную) цель развития национальной экономики, которая предполагает обеспечение максимального благосостояния общества. Эту цель трудно однозначно сформулировать и оценить количественно, т.е. в определенной мере она имеет условный характер.
2.Высшая цель развития общества конкретизируется в системе целей второго уровня, которые условно называют главными (генеральными) целями. В специальной литературе эти цели часто трактуются как функции государства. Достижение этих целей служит своеобразным средством для реализации глобальной цели развития общества
3. Генеральные цели конкретизируются с помощью стратегических целей, которые неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Эти цели взаимосвязаны. Их состав не может оставаться неизменным и должен уточняться в зависимости от изменения реальной политической и экономической ситуации в стране, системы социальных приоритетов, уровня осознания субъектами государственного регулирования системы приоритетов, установленной правительственными органами на определенный период, и т.п.
Накопленный опыт государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах Запада дает основание для выделения достаточно устойчивой, стандартной группы показателей, которые, в совокупности довольно четко отражают внешнюю цель государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем в отдельных странах и в различные периоды времени состав этих целей; может уточняться в зависимости от их числа и иерархической расстановки.
Мировой опыт государственного регулирования экономики дает основание сделать вывод о том, что оно должно ориентироваться на достижение более высокой эффективности национальной экономики, обеспечивающей устойчивый рост благосостояния народа и повышение качества жизни. Разумеется, подобная трактовка глобальной экономической цели предельно общая и в определенном смысле универсальна. Но именно в этом и состоит ее основное достоинство. Даже в такой общей форме она является критериальной, поскольку отражает непреходящие интересы нации.
Вместе с тем следует напомнить, что Цели государственного регулирования экономики обретают конкретность, когда четко выстраиваются во времени и пространстве и соизмеряются с доступными средствами (ресурсами). В обеспечении их взаимоувязки и сопряженности и заключается искусство правительства, которое обязано делать это как в стабильное время, так и в периоды преобразований, когда цена допущенных ошибок оказывается особенно высокой.
Необходимо отметить, что с точки зрения макроэкономической Сбалансированности главной задачей модернизации индустриальной системы является соответствующее преобразование воспроизводственных контуров национальной экономики (циклы «производство — доходы — конечный спрос»), при котором не нарушается равновесие между ними. Вместе с тем последнее предполагает обеспечение увязки между изменениями в производственно-отраслевой структуре индустриальной системы и изменениями в структуре конечного спроса.
Мировой опыт свидетельствует о том, что модернизация индустриально системы, как правило, ориентируется на один из приоритетных элементов конечного спроса;1 На сегодняшний день наибольшее распространение в мировой практике получили следующие модели Модернизации индустриальной системы:
1)потребительски ориентированная модель модернизации, которая опирается на насыщение первичных потребностей (Индия, Китай);
2)потребительски ориентированная модель с опорой на капитальные блага (США, Германия, Англия и др.);
3)экспортно ориентированная модель, предусматривающая расширение экспорта промышленных товаров высокой степени обработки (Южная Корея, Тайвань);
4)инвестиционно-ориентированная модель (Япония). Следует заметить, что для современной России одна из ведущих задач разработки государственной экономической стратегии заключается в обосновании и выборе конкретной модели осуществления
модернизации индустриальной системы, учитывающей специфические особенности российской экономики и общества в целом. В качестве Основных национальных приоритетов государственного регулирования экономики в условиях переходного периода можно назвать
• восстановление благосостояния населения страны;
• предотвращение дальнейшего спада производства, стимулирование последующего роста производства и деловой активности в стране;
•стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги;
•селективную но серьезную и долговременную защиту национального рынка;
•стимулирование накоплений и повышение инвестиционного потенциала экономики.
Представляется, что в качестве конкретного результата государственного регулирования переходной экономики можно считать, обретение Россией самостоятельной позиции в мировом хозяйстве, отвечающей интересам народа, и собственной ресурсной базы для создания новой модели экономического порядка.