Выделяют следующие признаки сегментации рынка товаров производственного назначения.
1. Производственно-экономические признаки:
1) отрасль, к которой относится предприятие-потребитель;
2) технологический процесс, применяемый на предприятии (технология является, в основном, решающим фактором при выборе поставщика);
3) размер предприятия;
4) экономический регион, к которому относится потребитель;
5) возможность повышения прибыльности на единицу капиталовложений, экономии живого труда, материалов, энергии и т. п.
2. Специфика организации закупок, особенности запросов потребителей:
1) особенности в области закупок средств производства (скорость, ритмичность, комплектность поставок, особые требования к параметрам продукции);
2) особенности платежа (условия оплаты, методы расчетов и др.);
3) формы взаимоотношений с поставщиком (на долгосрочной основе, разовые закупки и др.);
4) потребность в предпродажном и послепродажном сервисе.
3. Характеристика лиц, представляющих предприятие-потребителя (готовность к принятию технологически новых решений, полномочия, статус, тип личности и др.).
Осознание проблемы |
Обобщенное описание нужды |
Оценка характеристик товара |
Поиски поставщиков |
Запрашивание предложений |
Выбор поставщиков |
Разработка процедуры выдачи заказа |
Оценка работы поставщика |
Рис. 10. Процесс приобретения товаров производственного назначения
Различают три вида закупок товаров промышленного назначения: закупка для решения новых производственных задач, повторная закупка без изменений и повторная закупка с изменениями (в технических характеристиках, ценах, условиях поставки и др.). Предприятие-покупатель, в свою очередь, для проведения коммерческих переговоров должно определить для себя технические характеристики товара, пределы цен, время и условия поставки, перечень сервисных услуг, условия платежа, размер заказа, приемлемых поставщиков.