Модель бюджетного федерализма в России

Модель бюджетного федерализма, существовавшая в СССР, оценивается учеными как несостоятельная. У членов федерации не было ни политических, ни финансовых стимулов к установлению подлинных федеративных начал в отношениях с Федерацией, в связи с чем социальная справедливость не могла быть обеспечена в полной мере.

В модели современного бюджетного федерализма проявляются обновленные федеративные отношения, выстраиваемые экономическими ассоциациями регионов «Сибирское соглашение», «Большая Волга», которые, как и субъекты РФ, стремятся к улучшению бюджетной ситуации на федеральном и региональном уровнях.

Убеждение в неизбежности установления демократических начал в любом федеративном образовании повлекло одну из грубейших ошибок в выводах: уровень централизации является простым, удобным и полезным критерием оценки существа модели бюджетного федерализма и деятельности правительства [100]. Взяв за основу указанный подход, В. Христенко, А. Лавров, Е.В. Борескова, Е.Н. Китова оценивают модель российского бюджетного федерализма как самую децентрализованную в мире. В Программе развития бюджетного федерализма в РФ до 2005 г. также отмечено, что по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств. В качестве аргумента, подтверждающего данную характеристику модели бюджетного федерализма, приводились данные об уровне прямого перераспределения средств между региональными бюджетами и федеральным бюджетом Российской Федерации. Уровень децентрализации ресурсов в бюджетной системе России в 2000 г. был выше, чем в США в 1,9 раза, в Канаде и Германии – в 2,47 раза, во Франции и Италии в 2,9–3 раза. В 2001 г. на федеральном уровне концентрировалось 50,7 %, в 2002 г. – 48,6 % (с учетом трансфертов) бюджетных средств [101]. В рамках указанного подхода заключение о том, что в России фактически сформировалась децентрализованная модель бюджетного федерализма, волне убедительны. Однако децентрализованной моделью бюджетного федерализма принято считать американскую модель, т. к. ей свойственно:

1) отнесение к сфере деятельности центрального уровня власти двух важнейших функций государственного управления: макроэкономической стабилизации и перераспределения национального дохода;

2) раздел третей функции (производство товаров и услуг) между уровнями власти.

Данная модель развивает самодостаточность регионального уровня власти, ей свойственна высокая степень бюджетно-финансовой независимости членов федерации [102]. В России уровень бюджетной обеспеченности регионов в целом остается низким: «доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации в 2008 г. составит 19,6 %, что на 1,7 процентного пункта больше показателя 2007 г.» [103]. Как видно, в мировой практике для оценки модели бюджетного федерализма, как децентрализованной, берется иной, чем в России, критерий и по нему отнести модель бюджетного федерализма к децентрализованному бюджетному федерализму невозможно. Объяснение парадоксальной, на первый взгляд, ситуации: при имеющейся бюджетной децентрализации регионы не приобрели бюджетную самостоятельность, в том, что финансовые отношения между различными уровнями власти являются отражением политических и экономических изменений. «Доходы бюджетов субъектов РФ за январь 2008г., по предварительным оценкам, увеличились на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года» [104], что отражает общее улучшение социально-экономической ситуации в России. Одним из путей достижения бюджетной самодостаточности (что является одной из задач федерализма) может быть децентрализация бюджетных ресурсов – передача большего числа объектов федеральной собственности на региональный, муниципальный уровни, расширение налоговой базы регионов. В России сложилась «бюджетная асимметрия».

Российская внутренняя политика в качестве одной из целей имеет дальнейшую политическую социализацию, улучшение социально-экономического положения страны: реализуются национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК».

Среди свойств, присущих модели бюджетного федерализма следует отметить:

-асимметрию, обусловленную различием в социально-экономическом положении регионов (наличие «бедных» и «богатых» регионов»);

- плановость и прогнозирование, которые проявляет себя в ежегодных посланиях Президента РФ, бюджете РФ и бюджетах регионов;

- дифференцированность модели (вызванная делением бюджетных полномочий по уровням власти);

- кооперацию усилий сторон, по достижению обозначенных «бюджетных» целей и задач;

- централизацию, обусловленную обостренной современной обязанностью бюджетного федерализма.

Модель бюджетного федерализма отражает кооперацию усилий уровней власти по достижению обозначенных Конституцией РФ общефедеральных задач по укреплению российского государства и развитию субъектов РФ.