Конституционная модель российского федерализма

О конституционной модели российского федерализма можно говорить в связи с закреплением федерализма в Конституции РСФСР 1917 г. Однако федерализм советского периода был фиктивным, и поэтому модель существовала только в нормативном оформлении. Конституционно-правовая модельсовременного федерализма в России начала оформляться в 1990-е г. в процессе обновления политических и федеративных начал. Эволюция конституционной модели российского федерализма (централизация советского периода и децентрализация 1990-х гг.) рассмотрена Достаточно критически современную конституционную модель федерализма оценивает А. М. Салмин, считая, что она может быть в любой момент центром объявлена недействительной. Полагаем, что имеет место переоценка возможных действий федерального Центра, не основанная на тщательном анализе конституционных положений. Стремление «застраховать» «общество, государство и политическую систему от возможностей проявления сепаратизма, ведущих к распаду государства», по мнению С. Шахрая, придало данной модели федерализма определенные особенности. Среди них: исключение права на сецессию, значительные полномочия Президента РФ как гаранта Конституции и единства страны, обеспечение условий для эффективного и цивилизованного сотрудничества Федерации и ее субъектов. Не вызывает возражение доминанта, что с целью сохранения единства государства в Конституции РФ не прописано право сецессии. Это является мировой практикой, как и цель широкого перечня совместных полномочий федерального Центра и регионов, создания верхней палаты парламента. Поскольку степень изученности взаимосвязи объемаполномочий Президента и формы государственного устройства не просматривается, гипотеза о значительных полномочиях Президента как гаранта Конституции и единства страны, как характеристики конституционной модели федерализма, нами не разделяется.

В действующей Конституции РФ закреплены структура политического института федерализма, его принципы и признаки:

- наличие и функционирование многоуровневой пространственной власти закреплено в ст. 11 Конституции РФ: федеральный уровень государственной власти; государственная власть в субъектах Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что многоуровневая организация власти основана на единстве государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;

- наличие и характер федеративных отношений (второй системы – элемента – института федерализма) вытекает из следующих статей Конституции РФ: ст. 5 ч.4 (равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами), ст.11 ч.3 (нормативная и договорная основа разграничении предметов ведения и полномочий между федеративным Центром и регионами); ст.15 (приоритет федерального законодательства над региональным, обязательность официального опубликования законов), главы третьей, закрепляющей статус субъектов РФ в соответствии с которым выстраиваются отношения по конкретным вопросам субъектов РФ и федерального Центра (процедура изменения границ территорий, предметы ведения и полномочий и т.д.);

- третья система (элемент) системы института федерализма – политико-правовая основа – отражена в ст. 1 Конституции РФ, где закреплен правовой характер российского государства; наличие единого правового пространства отражено в ст. 4 ч.2, ч.5 ст.76; ст.15 утверждает основополагающую роль Конституции РФ в национальной правовой системе и регулирует институт федерализма в силу «учредительного характера Конституции РФ»; ст.76 ч.4 разрешает регионам вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Конституция РФ как основной политический документ являет собой политико-правовую основу института федерализма;

- четвертой системой (элементом) института федерализма выступают ресурсы власти (материальные, психологические и духовные основы власти): Конституция РФ ст. 8 гарантирует единство экономического поля, услуг, финансовых средств, конкуренции; ст. 9 – определяет особый статус земли как объекта государственной собственности; ст.ст.71,72,73 Основного закона России закрепляют распределение материальных, психологических ресурсов между уровнями власти; ст.13 посвящена множественности идеологий, развитию институтов гражданского общества, недопустимости разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни и ст. 14 Конституции РФ закрепляет принцип отделения церкви от государства, что можно рассматривать как гарантию развития многообразия религиозных направлений в России;

- государственный аппарат – одна из подсистем института федерализма. Он организован и функционирует на основе следующих конституционных положений: государственный аппарат организован на федеральном и региональном уровнях власти (ст. 11 Конституции РФ) с учетом исторических, национальных, бытовых особенностей регионов; в соответствии со ст. 10 Основного закона имеются законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы государственной власти; полномочия государственных органов власти вытекают из ст.71,72,73 Конституции РФ и принятых нормативных актов федерального и регионального уровней;

- государственное управление – подсистема института федерализма – находит отражение в ст.ст.1,3 Конституции РФ, в которых законодатель прописал демократический режим управления; ст.ст.1,7, 14 закреплен правовой, социальный, светский характер российского государства, что позволяет через нормативную основу решать социальные конфликты и развивать духовную сферу; политические технологии проявляют себя в решении проблем, возникающих при разногласиях по территориальным вопросам: ст.85 Конституции РФ предусматривает возможность использования согласительных процедур Президентом РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила такие принципы федерализма как:

- принцип полного государственного суверенитета, закрепленного за Российской Федерацией (ст. 4 Конституции РФ);

- принцип особой формы организации и функционирования государственной власти – единство и многоуровневость власти на всей территории государства (закреплен в ст. 11 Конституции РФ);

- принцип равноправия членов федерации, который предполагает добровольное строительство федеративного государства равноправными акторами процесса федеративного строительства (закреплен непоследовательно в ст.5 Конституции РФ);

- принцип равноправия народов в российском государстве (вытекает из ст. 5, главы 3 Конституции РФ);

- принцип разграничения предметов ведения и полномочий между образуемыми уровнями обусловлен наличием нескольких уровней власти (ст. 71,72, 73 Конституции РФ;

- принцип политического демократизма в организации внутренней и внешней политики государства закреплен в ст.3 главы 2 Конституции РФ, где идет речь о формах демократии и народовластии, о правах человека и гражданина в России.

Модель конституционного федерализма существует, хотя ряд положений, закрепляющих образование нового российского федерализма после 1990-х гг. нуждается в более корректном развитии в текущем российском федеральном законодательстве.