Личность и общество в переходный период

Как свидетельствуют происходящие в России события глубокая трансформация общества, связанная с перехода от тоталитаризма к демократии, от жестко централизован ной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок образцов и моделей поведения. Это ставит перед многим людьми задачи, решение которых не предусматривалось прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни.

Как показывают социологические и социально-психологические исследования, в условиях советского общества сложился социальный тип личности (homo soveticus), набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие прежде всего к кровнороственным отношениям), неприятие всего нового, плохое знание реальности.

Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарной системы, в строго контролируемом и регламе тируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатываете эффект «выученной беспомощности». Суть этого эффект состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся и невозможности повлиять на ход событий, вообще отка­пывается от проявления своей инициативы. Доминирующи­ми чертами характера становятся послушание и исполнитель­ность. Личность чувствует себя более комфортно в ситуации, когда решение не вырабатывается ею самостоятельно, а за­дается извне, навязывается авторитетом или властными структурами. При этом личность является лишь исполнителем и проводником воли руководящих лиц.

С эффектом «выученной беспомощности» связан и так называемый «пролонгированный инфантилизм», который проявляется в стремлении уклониться от ответственности, переложить ее на других людей. Неизбежным следствием таких жизненных установок является постоянное требова­ние социальной защиты и надежда не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.

По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Теперь, чтобы добить­ся успеха, недостаточно обладать знаниями, талантом, мастерством, искренностью и порядочностью. Успех зависит or того, насколько человек умеет подать себя на рынке, на­сколько привлекательна его «упаковка», насколько он спо­собен выдержать конкурентную борьбу. Это ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоением новых мо­пс лей взаимодействия с кардинально изменившейся социальной средой.

Однако значительная часть населения не смогла адапти­роваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощущение своей социальной уязвимости, незащищенности. Социологические опросы выявили три реакции челове­ка на такую ситуацию: первая — усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на ин­дивидуальное выживание; вторая — усиление группового эгоизма, т.е. стремление реализовать индивидуальные инте­ресы через интересы групповые, причем любыми средства­ми, от неформальных до насильственных, криминальных; третья— усиление стихийного процесса сопоставления собственного положения с положением других, в результате чего возникают различные формы социальной зависти и агрессивного поведения.

По мнению ряда исследователей, сегодня в России объек­тивно возникает потребность в новом социальном типе личности, который интегрировал бы такие качества, как предприимчивость, инициативность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, здоровый риск способность принимать самостоятельные решения и вы страивать альтернативы жизненного выбора. Такой тип личности может сформироваться прежде всего среди молодо го поколения, которое в большинстве своем позитивно относится к происходящим в стране переменам и актив­но в них участвует.