Органическая теория общества Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903)— английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное социологическое произведение Спенсера — трех­томный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в по­нимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет сле­дующие их общие черты:

• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

• они имеют свою внутреннюю структуру;

• эта структура усложняется по мере роста;

• усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

• это ведет к развитию взаимодействия между отдель­ными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения — торговля, сосудистой си­стемы— транспорт, питания— промышленность и земле­делие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие обще­ства от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических орга­низмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно свя­зано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во мно­гом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты — переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифферен­циация), от неопределенного к определенному (возраста­ние порядка).

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствова­ние институтов общества, усложнение их функций. Главное направление социальной эволюции Спенсер видел в нараста­нии внутренней дифференциации общества (усложнении по­литической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.). Любое высокоорганизованное об­щество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих сис­тем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий». На­пример, в рамках «регулятивной системы» он выделял ин­ституты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные ин­ституции»). Вся система социального контроля, по Спенсе­ру, держится на страхе: «страх перед живыми» поддерживает­ся государством, а «страх перед мертвыми» — церковью.

Степень строгости социального контроля и централиза­ции управления Спенсер считал одним из главных крите­риев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества. Первый характеризу­ется сильным централизованным контролем и иерархичес­ким порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисцип­лине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах «промыш­ленного» типа система управления становится более гиб­кой, принудительная кооперация уступает место добро­вольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравне­нию с обществом «промышленного» типа. Переход от пер­вого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной «мно­голинейной» эволюции, предполагающей в отдельных слу­чаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве меха­низма совершенствования общества, приписывая ей роль «естественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не толь­ко повышению интеллектуального и морального уровня об­щества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспо­собленных членов общества и государство не должно вме­шиваться в этот процесс.

Cпeнcep, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в есте­ственный ход развития общества может обернуться непред­сказуемыми последствиями. Он также не разделял социа­листических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности («по­ощрение худших за счет лучших»), росту бюрократическо­го аппарата, ведающего распределением и перераспределе­нием общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятий­ного аппарата социологии. Он первым стал широко исполь­зовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаи­мосвязи изменения социальной структуры и дифференциа­ции функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регули­рующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы струк­турно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и оп­ределяется, прежде всего, его заслуга в развитии социоло­гической мысли.