Методология и методика социологического исследования

Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и орга­низационно-технических процедур, связанных единой це­лью — получить достоверные данные об изучаемом явле­нии для их последующего практического применения.

Из определения следует, что социологическое исследо­вание имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимает­ся совокупность общих теоретических принципов и поло­жений, на основе которых проводятся исследования, интер­претируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработ­ки эмпирических данных. Процедурный уровень характери­зует непосредственную организацию проведения самого ис­следования.

В зависимости от решаемых задач различают три основ­ных вида социологического исследования: разведыватель­ное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидно­стью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к ак­туальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование— более сложный вид со­циологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид соци­ологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разно­видность аналитического исследования — это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора ин­формации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологические исследования. Разовое исследование (его также называют точечным) дает информацию о состоянии объекта анализа в момент его изучения. Повторные иссле­дования позволяют получить данные, отражающие изме­нение изучаемого социального объекта, его динамику. Су­ществуют две разновидности повторных исследований — панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают нео­днократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследу­ют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет.

Наконец, по масштабности социологические исследова­ния подразделяются на международные, общенациональ­ные, региональные, отраслевые, локальные.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три этапа: подготовительный, основной и завер­шающий.

На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования, которая представляет собой из­ложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последователь­ных операций для проверки высказанных предположений.

Методологический раздел программы составляют сле­дующие элементы:

формулировка проблемы, объекта и предмета иссле­дования;

определение цели и задачи исследования; интерпретация основных понятий;

предварительный системный анализ объекта иссле­дования;

выдвижение гипотез.

В методический раздел программы входят: конкретизация общей схемы исследования; определение обследуемой совокупности социальных объектов;характеристика методов, основных процедур и поряд­ка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических
данных.

В программе должно быть четко указано, является ис­следование сплошным или выборочным. Сплошное иссле­дование охватывает генеральную совокупность, под кото­рой понимается совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению. Выборочное исследова­ние охватывает выборочную совокупность (выборку), т.е. лишь часть объектов генеральной совокупности, отобран­ную по специальным параметрам. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Исследование считается репре­зентативным (достоверным), если отклонение выборки от генеральной совокупности не превышает 5%.

На основном этапе исследования происходит сбор со­циологической информации. К основным методам сбора эмпирических данных относят опрос, наблюдение и доку­ментальный метод.

1. Социологический опрос— это самый распространен­ный метод сбора первичной информации, предусматрива­ющий письменное или устное обращение к группе лиц, на­зываемых респондентами.

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. Анкетирование может быть индивидуаль­ным или коллективным, очным или заочным (например, че­рез почту, газету или журнал).

Центральная проблема анкетного опроса — правильная постановка вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в соответствии с решением задач исследования. Анкетные данные можно клас­сифицировать по следующим критериям

• содержание: вопросы о фактах по­ведения и о личности респондента;

• форма: открытые (без предварительно сформулиро­ванных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариан­тами ответов предусматриваются свободные ответы), закры­тые (с заранее сформулированными вариантами ответов);

• функции: основные (направлены па сбор информа­ции по теме опроса), неосновные (вопросы-фильтры для выявления адресата основного вопроса и контрольные во­просы для проверки искренности респондента).

Опросы, проводимые в устной форме, называются ин­тервьюированием. Главное различие между анкетным оп­росом и социологическим интервью состоит в форме кон­такта исследователя и респондента: при анкетировании он осуществляется с помощью анкет, а при интервьюи­ровании — путем непосредственного общения. Интервью имеет определенное преимущество: если респондент затруд­няется с ответом, он может обратиться за помощью к ин­тервьюеру.

Социологическое интервью может быть прямым («ли­цом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью), индивидуальным и групповым, однократным и многократ­ным. Наконец, в прикладной социологии различают три вида интервью: стандартизованное (проводимое по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формали­зованное интервью, цель которого — сбор информации по конкретному вопросу) и свободное (в форме непринужден­ной беседы).

2. Социологическое наблюдение — это метод сбора пер­вичных данных путем непосредственного восприятия како­го-либо явления, свойства и особенности которого фикси­руются исследователем. Формы и приемы такой фиксации могут быть самыми различными: записи в бланке или днев­нике наблюдения, фото- или кинопленка, аудио- или видео­запись и др.

В социологии различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и на­ходится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.

Невключенным называется такое наблюдение, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта.

Как правило, метод наблюдения в конкретных социоло­гических исследованиях применяется в сочетании с други­ми способами сбора фактического материала.

3. Документальный метод — это способ получения со­циологической информации с помощью изучения докумен­тов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традицион­ного, предполагающего раскрытие содержания документов, и формализованного, связанного с количественным подхо­дом к изучению документальных источников. Последний получил название контент-анализа.

Применение контент-анализа целесообразно в следую­щих случаях:

1. когда требуется высокая степень точности или объек­тивности анализа;

2. при изучении больших массивов документов (прес­сы, записей радио- и телепередач и т.д.);

3. при обработке ответов на открытые вопросы анкет.

Разновидностью документального метода является до­кументально-биографический метод, при котором с помо­щью изучения личных документов (писем, автобиографий, мемуаров и т.д.) извлекается информация, позволяющая исследовать общество через жизнь конкретной личности. Этот метод чаще используется в историко-социологических исследованиях.

Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выво­дов и рекомендаций. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:

1) редактирование информации, основное назначение которого — проверка и унификация полученных данных. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;

2) кодирование информации — перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;

статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследовате­лю сделать определение обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи применят програм­мы математико-статистической обработки.

Далее производятся интерпретация и оценка получен­ных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавлива­ется, какие гипотезы подтвердились, а какие НС получили подтверждения.

Результаты социологического исследования оформляют­ся в виде отчета, который включает характеристику иссле­дования, анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации.