Определение топографических и других объектов на снимке
Логический анализ прямых и косвенных признаков значительно повышает достоверность сущности дешифрируемых объектов.
Дешифрирование аэрофотоснимков выполняют в следующем порядке.
Отыскивают на карте участки местности, изображенные на аэрофотоснимках и определяют масштаб снимков. Затем ориентируют аэрофотоснимки по теням так, чтобы изображение теней от объектов было направлено в сторону, противоположную источнику света. Если пренебречь этим требованием, то создается ложное представление о рельефе и предметах, изображенных на аэрофотоснимке. Высокие места могут показаться углубленными и наоборот (обратный стереоэффект). После этого бегло просматривают аэрофотоснимки для того, чтобы представить в общих чертах то, что на них изображено. Закончив просмотр снимков, приступают к тщательному изучению изображения объектов.
Последовательность дешифрирования объектов устанавливается исходя из трудности их распознавания. Вначале дешифрируют более легкие, а затем более трудные для дешифрирования объекты в следующем порядке: населенные пункты, дороги, гидрография, рельеф, растительный покров.
Главные демаскирующие признаки основных топографических объектов
Населенные пункты дешифрируют по характерной структуре изображения, создаваемой системой улиц и площадей.
Города имеют в основном правильную планировку и плотную застройку с хорошо заметным благоустроенным центром.
Поселки сельского типа дешифрируют по наличию приусадебных участков, примыкающих к жилым постройкам. Планировка, не всегда правильная, чаще всего они вытянуты вдоль дорог; постройки малы по размерам и одинаковы по очертанию.
Железные дороги дешифрируют по плавным закруглениям, выемкам и откосам, наличием вдоль полотна широких полос отчуждения, пересечением с автодорогами под прямым углом.
Шоссейные дороги дешифрируют по наличию четких контуров полотна, значительным по протяженности прямолинейным участкам и правильным, но более крутым, чем у железных дорог закруглениям; кюветы и канавы по сторонам изображаются более темными полосками, чем полотно дороги.
Проселочные дороги дешифрируют по извилинам, неровным краям полотна и изменчивой ширине дороги.
Тропинки выделяются тонкими светло-серыми линиями. Примятая трава имеет более светлый тон, чем свежая.
Мосты на дорогах дешифрируют по изменению ширины полотна и падающим теням.
Водная поверхность глубоких и спокойных водоемов отображается на аэрофотоснимках черным тоном, который заметно светлеет в мелких местах с песчаным дном, в водоемах с мутной водой, с поверхностью, покрытой рябью от ветра или от водорослей.
Реки озера и другие водоемы дешифрируют по однотонному изображению поверхности воды и резко очерченным береговым линиям.
Броды выявляют по большому количеству дорожек и тропинок, выходящих к берегу реки. В самом русле реки видны отмели светлого тона.
Рельеф дешифрируют с помощью стереоскопа по стереопаре снимков.
Скаты выявляют благодаря различной освещенности. Скаты, обращенные к солнцу, светлее ровных мест и скатов, наклоненных от солнца.
Овраги дешифрируют по их ветвящемуся, четко выраженному контуру и темным теням от обрывистых скатов.
Обрывы дешифрируют по тону изображения. Если обрыв не освещен, то он выделяется черным или темно-серым цветом своего изображения на фоне окружающей местности, а если освещен, то его изображение светлее, чем фон окружающей местности.
Пашни дешифрируют по тону. В зависимости от сухости и покрытия почвы растительностью изменяется тон от светло-серого до серого. Искусственные прямолинейные границы контуров. На крупномасштабных снимках видны следы обработки.
Луга имеют серый тон, криволинейные очертания. Сухой луг светлее влажного.
Сады и парки выявляют по четким рядам деревьев, которые изображаются на снимках в виде черных точек и по контурам участка, изгородям и пр.
Леса дешифрируют по темному зернистому тону изображения по своей форме и по длинной тени, прилегающей к краям контура. Леса хорошо изображаются на аэрофотоснимках, но отдельные кроны деревьев дешифрируются только на снимках масштаба 1:15000 и крупнее.
Просеки и вырубки в лесу легко дешифрируют по характерным прямолинейным границам.
Гари на аэрофотоснимке изображаются неровным серым тоном, а границы контура имеют неправильную форму. Свежие гари изображаются темно-серым тоном.
При распознавании породы леса надо учитывать следующие признаки.
Еловые леса дают пестрый рисунок из-за разной высоты деревьев. Кроны светлее и меньше, чем промежутки между ними. В стереоскоп выявляется конусообразность деревьев.
Сосновые леса дают однообразный светло-серый рисунок, характерный для примерно одинаковой высоты деревьев. В стереоскоп выявляется закругленность крон.
Лиственные леса на аэрофотоснимках значительно светлее хвойных; небольшие промежутки между кронами.
Кустарники дают более светлый тон по сравнению с лесом; короткие тени. Нет густого сплошного массива, нет просек.
СУЩНОСТЬ АЭРОФОТОТОПОГРАФИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ. ВИДЫ АЭРОФОТОСНИМКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ЛЕСНОЙ СЪЕМКЕ И ТАКСАЦИИ ЛЕСА
Методы и процессы аэрофототопографической съемки. Аэрофототопографическая съемка — основной способ создания топографических карт. Приемы и методы такой съемки используют также при составлении лесных планов и карт. В настоящее время лесоустройство и лесную таксацию осуществляют в основном с использованием аэрофотоснимков. Для составления топографических карт разработаны два метода: комбинированная аэрофототопографическая съемка, при которой контурную часть карты составляют по аэрофотоснимкам, а рельеф изображают по результатам полевых наземных измерений; стереотопографическая съемка, когда по снимкам изображают "на карте и контуры и рельеф. На лесной съемке используют аэрофотоснимки в основном для создания контурных планов.
Основные процессы аэрофототопографической съемки следующие: воздушное фотографирование; проявление фотопленки и печатание снимков; топографо-геодезические работы с целью дешифрирования, плановой и высотной привязки снимков; камеральные измерительные (фотограмметрические) и дешифро-вочные работы по снимкам; составление и оформление оригинала карты (плана).
Аэрофотоснимок — фотографическое изображение местности, полученное аэрофотоаппаратом (АФА) с самолета или какого-либо другого летательного аппарата на фотопленке (негатив) или отпечатанное с нее на фотобумаге (позитив). Чаще всего под аэрофотоснимком понимают позитивное изображение сфотографированного участка местности на фотобумаге, где тона изображений объектов близки к тонам объектов. Для составления лесных планов и изучения характеристик лесной растительности применяют снимки, снятые кадровыми АФА. В них одновременно происходит экспонирование
{построение оптического изображения) части аэроплен'ки, ограниченной прикладной рамкой. Экспонированную часть называют кадром. Размеры кадров бывают в основном 18x18 и 30X30 см.
Современные аэрофотоаппараты в зависимости от емкости кассет и размеров кадров позволяют без перезарядки получать аэрофильмы, состоящие из 150—300 снимков. На каждом из них есть изображение местности и показания регистрирующих приборов: координатные метки и порядковый номер снимка, фокусное расстояние камеры; часы, фиксирующие время съемки; круглый уровень, показывающий угол наклона снимка к горизонту. Если нет автоматической регистрации показаний приборов, после проявления фильма на кадрах ставят их порядковый номер, шифр и дату залета.
При измерениях по снимку кроме положения осей координат важно знать величину фокусного расстояния фотоаппарата и положение главной точки снимка (рис. 91). Фокусным расстоянием называют длину перпендикуляра, опущенного из задней узловой точки объектива АФА на плоскость прикладной рамки; продолжение перпендикуляра до пересечения со снимаемой поверхностью — оптическая ось АФА, а основание его — главная точка снимка.
а
Рис. 91. Виды аэрофотосъемки:
в — плановая; б — перспективная; А, В, С, . . ., А', В', С' .._ — точки местности; и, Ь, с, . . ., а', Ь', с'... — точки аэрофотоснимка; Н — высота фотографирования; / — фокусное расстояние АФА; а — угол отклонения оптической оси З'О' АФА от отвесной линии л'Л/',- V'^' — направление аэрофотосъемки; VV — главная вертикаль, или сечение снимка вертикальной плоскостью, проходящей через ось З'О'; Н^Нв— главная горизонталь, или сечение снимка плоскостью, перпендикулярной главной вертикали
Виды аэрофотоснимков. В зависимости от положения и пространстве оптической оси АФА в момент фотографирования снимки делят на плановые и перепек т и в н ы е. Плановые получают при отвесном положении оптической оси или с отклонением ее от вертикали до 3°. Такие снимки, изображающие равнинную местность, по измерительным свойствам близки к карте; их используют для составления лесоустроительных планшетов. Перспективные снимки получают при наклонном положении оптической оси АФА. Изображенная на них местность выглядит примерно так же, как она представляется наблюдателю, находящемуся на возвышенности. Такие снимки используют в качестве дополнения к плановым для изучения качественных характеристик объектов при лесном дешифрировании.
В зависимости от назначения снимков, размеров и конфигурации снимаемой площади различают аэрофотоснимки маршрута и площади. Первые получают при фотографировании узкой полосы местности, например при аэроизысканиях дорог, путей лесосплава и др.; для исключения разрывов в изображении, а также для его стереоскопического изучения маршрут фотографируют с продольным перекрытием 60—70%. Вторые получают при фотографировании района с нескольких параллельных маршрутов, связанных м^жду собой перекрытием 30—40%. Такие снимки используют для картографирования и лесоинвентаризации.
В зависимости от фотоматериалов аэрофотоснимки подразделяют на черно-белые, цветные и спектрозональ-н ы е. Наиболее распространенные из них черно-белые, по которым надежно определяются границы нелесных не покрытых лесом площадей, топографические объекты и резко различающиеся по возрасту, полноте и высоте участки леса. Цветные снимки получают на трехслойной пленке. Каждый ее слой чувствителен к одному из основных цветов (красному, синему, зеленому). Недостаток черно-белых и цветных аэрофотоснимков заключается в том, что на них не четко разграничиваются разнородные по свойствам, объекты, обладающие одинаковой или почти одинаковой отражательной способностью в видимой части спектра.