Методы финансового планирования и прогнозирования

 

Общие, наиболее распространенные методы планирования и прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли свое применение также в технологическом и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.

Общие методы планирования и прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы:

- методы экспертных оценок;

-методы экстраполяции трендов;

-- методы регрессионного анализа;

-- методы экономико-математического моделирования.

Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют в общее понятие «методы анализа временных рядов».

Методы регрессионного анализа и методы экономико-математического моделирования вместе составляют понятие «методы анализа причинных связей». Рассмотрим подробнее каждый из методов.

Методы экспертных оценок предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и интуитивного значения. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер.

Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции (тренда) его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода. Другими словами, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.

Обычно методы экстраполяции трендов наиболее эффективны в краткосрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде минимально. Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Если прогноз составляется для товара (продукта, услуги), в задачи прогнозирования, основанного на экстраполяции трендов, входят анализ спроса и анализ продаж этого продукта.

Результаты прогнозирования используются во всех сферах внутрифирменного планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми операциями.

В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния, и, следовательно, повышения качества прогнозов.

Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция).

В условиях развитой рыночной экономики большинство компаний предпочитают относительно простые и традиционные методы прогнозирования — субъективные оценки и экстраполяцию трендов. Полезными эти методы будут и для российских предприятий, поскольку:

-они не требуют от ослабленных или только становящихся на ноги предприятий значительных затрат и привлечения дорогостоящих специалистов;

- в силу чрезвычайно высокой неопределенности внешней среды большинство предприятий российской экономики ориентированы, скорее, на краткосрочные цели. А методы экстраполяции оказываются наиболее эффективными именно в условиях краткосрочного планирования.

Регрессионный анализ исследует зависимость определенной величины от другой величины или нескольких других величин. Регрессионный анализ применяется преимущественно в среднесрочном прогнозировании, а также в долгосрочном планировании и прогнозировании. Средне- и долгосрочный периоды дают возможность установления изменений в среде бизнеса и учета влияний этих изменений на исследуемый показатель.

И последний метод — метод экономико-математического моделирования. Во внутрифирменном прогнозировании используются:

-модели внутренней сферы предприятия (организации) — так называемые корпоративные модели;

-макроэкономические модели, к которым относят эконометрические модели, модели «затраты — выпуск».

Корпоративные модели обычно представляют собой набор формул (уравнений), которые выражают отношения ряда переменных к определенному объекту, например, к объему продаж.

Помимо формульных моделей во внутрифирменном планировании могут использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно-иерархические модели, описывающие внутреннюю структуру и взаимосвязь в рамках экономической организации.

При использовании корпоративных моделей полезно делать не только перспективные, но и ретроспективные (обращенные в прошлое) прогнозы. Сравнение данных ретроспективного прогноза и фактических данных за прошлый период позволяет сделать вывод о надежности модели.

Большая часть математических моделей имеет форму компьютерных программ. Находясь в процессе выполнения, такие программы позволяют исследовать развитие внутри фирменных взаимосвязей, то есть придают модели динамический характер.

К недостаткам применения методов экономико-математического моделирования в рамках прогнозирования будущего экономической организации можно отнести:

-необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов;

-невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции развития;

-высокую вероятность внезапных изменений, разрушительных событий, существенно снижающих полезный эффект модели.

В качестве отдельной отрасли экономического прогнозирования на уровне предприятия (организации) выделяют прогнозирование продаж (сбыта). В прогнозировании продаж применяется большинство названных здесь методов.