Человек и общество

Еще в древности многих философов занимала проблема человека. Но в наше время эта проблема стала еще актуальней, ибо научно-технический прогресс и информационный поток внесли серьезные изменения в человеческую жизнь. К.Маркс отмечал, что в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Сторонники мар­ксизма рассматривают человека как активного субъекта и исто­рически: в процессе предметно-практической деятельности че­ловек преобразует природу и самого себя.

Человек - уникальное явление природы, особое существо, обладающее как биологическим (природным) началом, так и ду­ховным (способностью к мышлению, речи, усвоению достиже­ний культуры). Но в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм духовное (или социаль­ное) контролирует биологическое начало. Для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность большое значение имеет практика, труд. Только трудясь человек может оценить свою социальную значимость и раскрыть все грани своей личности.

Как у государства, общества, так и у каждого человека имеется иерархия интересов, причем у разных лиц разные инте­ресы. Потребности и интересы предпринимателя резко отлича­ются от потребностей и интересов студента, а интересы и по­требности мужчин могут быть иными, чем интересы женщин.

Наличие различных потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем общества. Но различие интересов может привести к прогрессу в том случае, если потребности и интересы не являются крайне противопо­ложными, направленными на взаимоуничтожение, а соотносятся с общими интересами.

Общество - это объективная реальность, система деятель­ности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями, культурой; это форма существования, бы­тия людей, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Жизнь человека и общества невозможна без деятельности, т.е. целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельно­сти является труд, сыгравший исключительную роль в формиро­вании и развитии человека. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социаль­ную привлекательность, становится бременем для человека.

Общество - это освободившаяся от природы часть матери­ального мира, представляющая собой исторически развиваю­щуюся форму жизнедеятельности людей. Общественные отно­шения - это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Но это не зна­чит, что общество - это только общественные отношения. К Маркс определял общество как «продукт взаимодействия лю­тей» и относил к нему производительные силы и производственные отношения, общественный строй, организацию семьи и классов, политический строй, общественное сознание.

Человек, отдельно взятый, вне общества, не в состоянии реализовать всю полноту жизненного бытия. Идея высшего целого связана с обществом, но всякое общество имеет свою исто­рию. Настоящим человеком, полноценным гражданином может быть только личность, являющийся одновременно сыном своего Отечества, единичным субъектом человечества. Человек одино­кий, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, бесчеловечных людей и хищных зверей.

Общество - не простая сумма человеческих единиц, человечество - не простая сумма наций, народов и государств, а более высокого и качественно иного порядка целостность. Но без человека-личности не было бы ни общества, ни нации, ни человечества. Человечество представляет собой живое положительное единство, историю, развитие, предполагает деятель­ное участие каждого человека.

Человек - существо социальное, смысл его жизни заключается не только в его личной судьбе, а прежде всего в судьбах своего народа и всего человечества.