Категории диалектики

Категории - это формы отражения универсальных законов объективного мира. Категории диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают все­общие и существенные связи, стороны объективной реальности. Они есть продукты познавательной и практической деятельно­сти человечества. Основными категориями диалектики являют­ся:

1) единичное, особенное, всеобщее;

2) содержание, структура, форма;

3) сущность и явление;

4) необходимость и случайность;

5) возможность, действительность, вероятность;

6) причина и следствие.

 

1. Единичное - это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и состав­ляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в сознании в виде чувственного об­раза или понятия, единичное обозначается именем собственным (Москва, Земля, Марс), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другой формой языка. В возникновении единич­ного участвует колоссальное множество неповторимых условий. Представление о мире как о бесконечном многообразии индиви­дуальностей односторонне, это лишь одна сторона бытия. Дру­гая его сторона - в общности вещей, их свойств и отношений.

Общее - это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свой­ства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: растение, река, человек и т.д. В каждом единичном заключается общее как его сущность. Единичное и общее существуют в единстве. А их конкретное единство есть особенное. Общее при этом выступает по отношению к единичному как общее, а по отношению к большей степени общности - как особенное. Таким образом, единичное, особенное и всеобщее - это соотносительные кате­гории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.

2. Каждый предмет структурно оформлен, содержателен. Содержание - это единство всех составных элементов объек­та, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. Структура - это каркас содержания. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные вещи. Структу­ра - это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Она есть единство содержания и формы. Форма - это способ выражения и существования содержания. Она может быть внутренней и внешней.

Форма и содержание едины: нет бесформенного содержания и формы без содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание приобретает определенную форму. Ведущей стороной является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение начинается с содержания. Форма, соответствующая содержанию, ускоряет развитие содержания. Но придет время, когда старая форма пере­стает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Конфликт разрешается пу­тем ломки устаревшей формы и возникновения другой, соответ­ствующей новому содержанию. Новая форма, соответствующая содержанию, способствует его развитию.

3. Познание - это движение мысли от поверхностного, видимого ко все более глубокому, сложному – сущности. Сущ­ность - это главное, основное, определяющее в предмете. В ок­ружающем нас мире любой закон есть существенная связь меж­ду явлениями. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. Сущность скрыта от человека, а явление лежит на поверхности. Но нет явления без сущности, а в сущно­сти нет ничего, что не проявлялось бы. Но явление богаче, кра­сочнее сущности, ибо оно индивидуализировано и происходит в тесной связи с внешними условиями. В явлении существенное связано с несущественным, случайным. Явление может соответ­ствовать своей сущности или не соответствовать ей. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. Диалектический метод мышления позволяет отличать существенное от несущественного, но он указывает и на то, что их объективное различие не абсолютно, а относительно.

4. Категория «необходимость» фиксирует: необходи­мым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования. Не все, что возникает, возникает по необходимо­сти. Случайности в объективном мире принадлежит определен­ная, хотя и ограниченная роль. Если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на определенные предметы влияют и существенные связи. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта. Случайность - это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть. Случайность может быть внешней и внутренней. В окружающем нас мире совершаются как случайные, так и необходимые события. Необходимость - это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Необходимость бывает внутренней и внешней, характерной для множества объектов или единичного объекта. Необ­ходимость - существенная черта закона. Как и закон, необходи­мость может быть динамической и статистической. Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, но глав­ное направление развития определяет необходимость.

5. Под действительностью понимают итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случай­ного, единичного и общего, причины и следствия, это окру­жающий нас мир во всем его многообразии. Действительность - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к дейст­вительности. Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данный момент, но что может воз­никнуть и существовать при определенных условиях. Возмож­ность возникает в данной действительности и реализуется в но­вой действительности. Сначала это другое есть только возмож­ность, но эта форма в ходе развития превращается в действи­тельность. Как скрытые тенденции, выражающие различные направления в развитии объекта, возможности характеризуют действительность с точки зрения его будущего. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы следующие факты: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Любая система заключает в себе больше возможностей, чем может реализовать.

Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно.

Вероятность - это мера возможности, степень реализа­ции данного события при данных условиях и при данной законо­мерности. Стопроцентная вероятность или необходимость - это полная достоверность события. Необходимость существует не только в форме уже реализованной возможности, актуально, но и потенциально. Необходимость превращения возможности в действительность может усиливаться или ослабляться. Вероятностные отношения имеют две стороны: внутреннюю, связан­ную со структурой предмета, и внешнюю, связанную с частотой реализации события.

6. Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает, другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следст­вие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Ус­ловия - это явления, необходимые для насупления данного со­бытия, но сами по себе его не вызывающие. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются слож­ные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следст­вие может быть вызвано разными причинами.

Причины бывают внутренними и внешними. Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной системы с другой. Причи­ны могут быть объективными и субъективными. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных дейст­виях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании. Причины бывают непосредственные, т.е. те, которые прямо вы­зывают и определяют данное действие, и опосредованные, кото­рые вызывают и определяют действие через ряд промежуточных звеньев. Причину необходимо отличать от повода - внешнего толчка, способствующего проявлению причины.