БЫТИЕ И МАТЕРИЯ
1. Общее понятие онтологии. Проблема бытия - первоначальный предмет философии.
2. Формы бытия. Бытие и небытие.
3. Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя».
4. Структура материи: ее элементы и уровни. Движение - неотъемлемое свойство материи.
5. Способность материи к самоорганизации.
6. Расположенность материи во времени и пространстве.
1. Категория бытия - одна из главных проблем философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией. Вся античная философия начиналась именно с онтологии, пытаясь понять сущность бытия. Уже потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, этику и другие философские проблемы.
Каково же содержание философской категории «бытие»? В самом широком смысле бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании. Бытие чего-либо означает существование чего-либо в составе, связи с другими вещами, процессами мира, включенность в мир.
Для раскрытия содержания философской категории «бытие» можно выделить ряд положений:
- окружающий нас мир (предметы, явления) есть, реально существует;
- окружающий мир находится в постоянном развитии, источником движения его являются внутренние причины;
- и материя, и дух есть, они едины, но в то же время противоположны и существуют реально.
Данные признаки бытия обобщаются понятием субстанция - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Понятие «бытие» сходно с такими понятиями, как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых случаях они могут рассматриваться как синонимы. Итак, бытие - это реально существующая, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
2. Форма проявления бытия - нечто (вселенная, планета, животное, человек, мысль и др.). Более конкретно можно подразделять:
- материальное бытие (существование материальных тел, вещей, явлений природы, обладающих массой, объемом, плотностью, протяженностью);
- идеальное бытие (мир психических состояний, мир сознания). С.Л. Франк отмечал, что «внутренний мир человека, взятый в целом, не меньшая реальность, чем явления материального мира. Мы наталкиваемся на него как на камень или на стену. Садизм, безумное властолюбие и мания величия Гитлера» (и Сталина) «были для человечества недавно, к несчастью, эмпирической реальностью не менее объективной и гораздо более грозной и могущественной, чем ураган или землетрясение. Но то же самое применимо и к повседневным явлениям нашей жизни: упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к нам иногда гораздо труднее преодолеть, чем справиться с материальными препятствиями; и, напротив, добросовестность, благожелательность, ровное, покойное настроение окружающих нас людей есть часто большая опора нашей жизни, чем все материальные блага» (Алексеев П. В., Панин А.В. Философия: Учебник. М , 2004. С. 343);
- социальное бытие (жизнь человека в обществе и развитие самого общества). Категорией, противоположной бытию. является небытие. Небытие - это то, чего нет, полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы и явления окружающего мира могут находиться как в бытии (существовать реально), так и в небытии (полное отсутствие). Таковыми являются еще не зачатые и не родившиеся дети, не созданные предметы. Люди, вещи, целые государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии. Свидетелями ухода в небытие стали тысячи жителей Нью-Йорка 11 сентября 2001 года, когда в ходе террористического акта два небоскреба в течение короткого времени были разрушены до основания. Таким образом, небытие так же реально, как и бытие, только противоположно бытию.
3. Материальное бытие - наиболее распространенная форма бытия. В философии существует несколько подходов к категории «материя»:
- материалистический (согласно которому материя есть основа бытия, материя первична, а дух, сознание - порождение материи). Античный материализм дает наивно-стихийное представление о материи*. Под веществом тогда понимался тот субстрат (первооснова), из чего все состоит. Так, Фалес из Милета началом всего считал воду. Анаксимандр утверждал, что основой всего служит апейрон (вечное и бесконечное, находящееся в движении единое первоначало). Анаксимен предполагал, что все причины вещей заключены в беспредельном воздухе. Гераклит основой всего существующего считал огонь. Левкипп и Демокрит доказывали, что все тела состоят из атомов, которые бесчисленны числом и бесконечны по форме.
Для материализма Нового времени (механистический материализм) понимание материи было связано со свойствами, присущими всем вещественным предметам: наличием массы, протяженностью, способностью к механическому перемещению. Эти признаки материи взяты из классической механики Галилея, Ньютона, Декарта и др.
Диалектико-материалистическое понимание материи формировалось на рубеже XIX-XX веков. Новые открытия в физике доказали, что атом делим и имеет сложное строение. Старые представления о материи рухнули, создалось впечатление, что исчезает сама материя. Все это потребовало более широкого философского подхода к данной проблеме. С гносеологических позиций В.И.Ленин утверждал, что материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Это определение имеет онтологическую и гносеологическую стороны, которые связаны с двумя основными признаками материи: во-первых, материя существует вне и независимо от сознания в качестве объективной реальности (онтологическая сторона); во-вторых, материя познаваема через ощущения (гносеологическая сторона);
- объективно-идеалистический подход утверждает, что материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего абсолютного (идеального) духа;
- субъективно-идеалистический подход утверждает, что материя - продукт субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа, а как самостоятельной реальности материи нет;
- позитивный подход утверждает, что понятия «материи» не должно быть, ибо материю полностью изучить при помощи научных опытов и доказать ее присутствие нельзя.
В современной российской науке и философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, независимая от сознания человека; а все остальные формы бытия - дух, человек, общество - производны от материи.
4. Элементами структуры материи являются:
- неживая природа;
- живая природа;
- социум (общество).
Каждый элемент материи имеет несколько уровней. Объектами микроуровня являются элементарные мельчайшие частицы, атомы, молекулы; макроуровня - отдельные предметы и явления, соизмеримые с размерами человека, растения, животные, люди, географические, геологические системы; мегауровня - системы планет, звезды, галактики, его максимальным объектом является метагалактика. Кроме того, выделяют три основных вида материи: во-первых, вещество (жидкое, твердое, газообразное, плазменное); во-вторых, поле (электромагнитное, гравитационное, ядерное и др.); в-третьих, физический вакуум (совокупность виртуальных частиц).
Важнейшим философским принципом также является материальное единство мира, который имеет два аспекта. Онтологический аспект материального единства мира состоит в признании того, что все существующее в мире есть формы, виды, уровни, свойства, законы материи. Диалектический материализм считает, что существование идеального сознания не противоречит материальному единству мира, ибо сознание понимается как свойство высокоорганизованной материи (мозга человека). Гносеологический аспект материального единства мира проявляется в относительной целостности и системности знаний о мире.
Характерными чертами материи являются: наличие движения; самоорганизация; размещенность в пространстве и времени; способность к отражению.
5. Неотъемлемым свойством материи является движение. Выделяют следующие формы движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное, которые тесно взаимосвязаны между собой: более сложные формы движения возникают и существуют на базе низших, более простых форм движения, но не сводятся к ним.
Современная философия выделяет также квантово-механи-ческую, кибернетическую, геологическую и другие формы движения материи.
Движение материи возникает из заложенных в ней противоположностей (единства и борьбы противоположностей). Оно охватывает все (притягиваются и отталкиваются атомы, идет постоянный обмен веществ в организме; движутся химические элементы; развиваются живые организмы; осуществляется круговорот веществ в природе; развивается общество; Земля и другие небесные тела движутся вокруг своей оси и Солнца, вокруг Галактики).
Движение материи абсолютно (существует всегда; одни формы движения материи замещаются возникновением новых форм движения). Итак, движение вечно и неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. (Например, египетские пирамиды покоятся по отношению к поверхности африканского континента, но в них идут химические, физические процессы.)
Движение может быть количественным (перенос материи и энергии в пространстве). А качественное движение - это изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.
Материя способна к самоорганизации, т.е. созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Такой всеобщей формой внутренних изменений, вызывающих самоорганизацию, является флуктуация - присущие материи случайные колебания и отклонения. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.
6. Движущаяся материя находится во времени и пространстве. Время, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему. Время одномерно, асимметрично, однородно, необратимо, все изменения в мире происходят от прошлого к будущему. Однонаправленность времени обусловлена асимметрией причинно-следственных отношений, общей необратимостью процесса развития материальных систем, невозможностью абсолютно полного повторения пройденных состояний и циклов изменения систем. Современная физика доказала, что время различных процессов в телах относительно замедляется по мере приближения скорости их движения к скорости света. Замедление временных процессов в системах возможно также под действием мощных гравитационных систем.
В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе, вне материи или независимо от нее.
Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Основные свойства пространства: трехмерность, связность, симметричность, единство непрерывности и прерывности, однородности и неоднородности и др. Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи.
К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность. По вопросу расположенности материи во времени и пространстве выдвигались разные подходы:
- субстанциональный;
- реляционный.
Сторонники субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур, Ньютон и др.) считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей, самостоятельной субстанцией, а отношение между материей, пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Сторонники реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель и др.) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Исходя из достижений современных наук, более достоверной выглядит реляционная теория. А.Эйнштсйн с помощью сложных физико-математических расчетов доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся: пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Отсюда вывод: пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Материальным системам свойственно отражение, т.е. способность воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Доказательством отражения одного материального объекта на другом являются, например, следы человека на грунте, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, поверхности водоема.
Материальное отражение бывает: физическим, химическим, механическим. Сложным видом отражения является биологический, который включает в себя стадии:
- раздраженности;
- чувствительности;
- психического отражения.
Самым сложным и высшим уровнем отражения является сознание, т.е. способность высокоорганизованной материи отражать материю.