Управление чувствами и эмоциями в социально-педагогическом взаимодействии

 

Общение выступает в качестве неизбежного условия активности человека, его социализации в обществе. С его помощью осуществляется социальная детерминация многих сторон психического развития личности. Общение – сильнейшее средство формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе. Посредством общения человек строит отношения с окружающими его людьми; через познание другого человека познает себя, формирует собственное «Я».

Педагогическое общение – это не просто действия того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, а процесс их взаимодействия. В ходе взаимодействия обнаруживаются: содействие (или противодействие, которое разрушает общение), согласие (или противоречие, что также затрудняет общение), сопереживание (или равнодушие), тактичность (или бестактность) одного субъекта по отношению к другому. Педагогическое общение, организованное социальным педагогом, предполагает включение интересов, переживаний клиента в сферу своих интересов.

Социальный педагог в процессе реализации коммуникативной функции помогает своему клиенту (ребенку, подростку, взрослому) не только организовать общение как простой обмен информацией, но и прилагает усилия к тому, чтобы привести его к духовному эмоциональному взаимодействию, способствующему формированию самосознания, гармонии отношений с самим собой, с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми), с социумом, что благоприятствует успешной социализации личности.

Чувства ­ одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства ­ это отражение в мозгу человека его реальных отношений. Формы переживания чувств различны. Например, эмоция ­ это непосредственное протекание какого-либо чувства (эмоция ­ состояние наслаждения, восхищения). В социально-педагогической работе чувства играют особенно большую роль. Взаимодействуя с учениками по различным вопросам, социальный педагог воздействует не только на их внимание, мышление, волю, но и на их чувства. В то же время и ученики, коллеги по работе могут воздействовать на чувства социального педагога.

(Эффект эмоционального « заражения»). Исследования, проведенные Ю.Л.Львовой : плохое настроение учеников в основном зависит от плохого настроения учителя.

Для хорошего педагога характерно умение управлять своими эмоциями, подавлять в себе аффективные состояния, не демонстрировать плохое настроение, соблюдение требований педагогического такта. Педагогический такт ­ это профессиональное качество учителя, с помощью которого он способен поддерживать правильные отношения с детьми, проявлять чуткость, внимательность, вежливость, находить необходимый, верный тон в обращении с учениками, их родителями, коллегами.