Трудности социально-педагогического взаимодействия с детьми, подростками, нуждающимися в социально-педагогической помощи

Социально-педагогическая работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где наиболее часто происходит столкновение с человеческими проблемами, болью, возможно, обидами и несправедливостью, злом, унижением, болью.

Клиентами социального педагога, объектами социально-педагогической помощи выступают дети (как правило, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие проблемы в учебе, отклонения в поведении и т.д.), семьи, социальные общности.

В работе с ними важно уделить внимание тем особенностям поведения, которые могут предшествовать правонарушения, девиациям и т.д.

1) Это, прежде всего, прогулы. Раннее их выявление и правильная работа по их ликвидации могут явиться одним из наиболее ценных методов профилактики.

2) Явно демонстрируемое нежелание учиться, нетерпеливое ожидание окончания урока, обучения. Это дети, которые так и не поняли, что в школе можно чему-либо полезному научиться, либо отчаялись усвоить школьную программу.

3) Отвержение ребенка сверстниками (не д.б. изолированных детей). Психологи показали, что наиболее часто в начальной школе не любят и отвергают тех детей, которые «раздражают» одним свои видом ( «всезнайки», «грянули, «хвастуны». В средних классах наиболее непопулярными оказываются подростки, ведущие себя независимо по отношению к группе сверстников, её ценностям и нормам, тех, которые сами всех отталкивают, эгоистичных и агрессивных, а также, как и в начальной школе, «самых умных».

Практика показывает, что дети и подростки зачастую не готовы сами осознавать имеющиеся проблемы, их формулировать, обращаться за профессиональной помощью.

Проводя индивидуальную работу с такими детьми и подростками, социальный педагог может:

• обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;

• помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;

• содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;

• способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Основными принципами организации взаимодействия должны быть:

-эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;

-заинтересованность;

-содействие;

-доверие.

Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:

-в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения,

- адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

- в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости социально-педагогической помощи, активности самого клиента для разрешения имеющихся проблем,

- в обеспечении конфиденциальности и тайны обращения;

- в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.

В условиях контакта с детьми и подростками наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Основные требования к организации эффективного взаимодействия:

1. Необвинительность - вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.

2. Индивидуальный подход - решение конкретных проблем конкретной

семьи/подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.

3. Плотный постоянный контакт с семьей в течение длительного времени.

4. Доверительные отношения между социальным педагогом и членами семьи.

5. Уважение норм и ценностей клиентов.

6. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала ребенка, его способности к самопомощи.

7.Гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в работе социального педагога, что предполагает высокий уровень квалификации и разностороннюю подготовку привлекаемых специалистов.