Ограничение оборотоспособности земельных участков

Земельный участок кате объект недвижимости может быть предметом гражданских и земельных правоотношений. Словосочетание "оборот земельных участков" свидетельствует о том, что речь идет о включении земельных участков в систему рыночных отношений. Под оборотоспособностью земельного участка следует понимать свободу отчуждения земельных участков от законных правообладателей , или перехода их от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если земельные участки не изъяты из оборота

Современная Гуманитарная Академия


или не ограничены в'обороте. Эти общие правила оборота определены гражданским законодательством (ст. 129 ГК РФ).

Перечень земельных участков, изъятых их оборота, определен в Земельном кодексе РФ (п. 4 ст. 27). Изъятые из оборота земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ими признаны земельные участки, занятые находящимися в. федеральной собственности следующими объектами:

- государственными природными заповедниками и национальными
парками (за исключениями, указанными в ст. 95 ЗК РФ);

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены
для постоянной дислокации Вооруженные Силы РФ, войска
пограничной службы. РФ, другие войска, воинские формирования и
органы;

:- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены
военные суды; :

-'объектами организаций федеральной службы безопасности;

- объектами организаций федеральных органов государственной
охраны;

- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- объектами, в соответствии с видами деятельности которых
созданы закрытые административно-территориальные образования;

- исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми
профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и
Министерства; внутренних дел РФ;

— :воинскими и гражданскими захоронениями: инженерно-
техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями в
интересах защиты и охраны Государственной границы Российской
Федерации. -

Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в Земельном кодексе РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Изъятие земельного участка из оборота означает лишь то обстоятельство, что по поводу таких земельных участков нельзя совершать гражданско-правовые сделки, а распоряжение ими осуществляется в форме административных актов, которые издают государственные органы, уполномоченные федеральным прави­тельством. При издании таких актов эти органы не обладают полным объемом полномочий собственника. Они не вправе предоставлять такие земельные участки в частную собственность и совершать по,поводу их гражданско-правовые сделки.


Другую категорию составляют земли, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. К ним относятся земельные участки:

- в пределах особо охраняемых природных территорий (за
исключением государственных природных заповедников и
национальных парков, отнесенных к изъятым из оборота);

- в пределах лесного фонда, за исключением .случаев,
установленных федеральными законами; , !

- занятые находящимися в государственной или муниципальной
собственности водными объектами в составе водного фонда;

- занятые особо ценными объектами культурного .наследия народов
Российской Федерации, объектами, включенными £ Список всемирного
наследия историко-культурными заповедниками, объектами
археологического наследия;

- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,
оборонной промышленности, таможенных нужд (не отнесенные к
изъятым из оборота); *

- не отнесенные к изъятым из оборота земли закрытых
административно-территориальных образований;

- предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе
морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений
навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства,
терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования
международных транспортных коридоров; \

- предоставленные для нужд связи;

- занятые объектами космической инфраструктуры;

- расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

 

- предоставленные для производства ядовитых веществ,
наркотических средств;

- загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами;

- подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся
деградации земли.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте,
не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев,
указанных'федеральными законами. "

Ограничение оборота земельных/участков, находящихся :в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения целевого их использования в интересах общества и соответствует также предписаниям ГК РФ (п. 3 ст. 129). В ней сказано, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Например, земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для .сельскохозяйственного производства и иного