Выбор темы, подбор литературы, практического материала и составление плана курсового проекта
Теоретические и практические знания студентов по дисциплине "Бизнес-планирование в АПК" закрепляются и расширяются в процессе написания курсового проекта. Важное значение при этом имеет правильный выбор темы.
Выбор конкретных тем курсовых проектов студентами осуществляется добровольно на кафедре экономики и предпринимательства, за которой они закреплены. Задача преподавателей на этом этапе — прокомментировать темы курсовых проектов, интересующие студентов, помочь им выбрать тему с учетом способностей и склонностей. Студент может сам предложить тему курсового проекта, не включенную в опубликованную тематику. Если эта тема соответствует учебным и научным целям кафедры и дисциплины "Бизнес-планирование в АПК", то кафедра утверждает ее.
Предпочтение отдаётся курсовым проектам, выполняемым по заказам предприятий. Заказы на выполнение отдельных тем обычно получает кафедра и предлагает для выполнения закрепленным за нею студентам. При поступлении крупного заказа разработка темы поручается группе студентов. Иногда предприятия, направившие студентов на обучение, дают им индивидуальные задания на выполнение отдельных научно-исследовательских работ. Подготовка курсовых проектов по заказам предприятий способствует приближению обучения к требованиям жизни, к нуждам производства, повышает их практическую значимость.
Основными требованиями, предъявляемыми к темам курсовых проектов, являются их актуальность, комплексность, проблемность, практическая значимость, новизна, связь с перспективами развития конкретного хозяйствующего субъекта.
Работа над избранной темой начинается с подбора литературы. Изучение литературы способствует формированию научных знаний студентов. Из нее студенты узнают о дискуссионных вопросах по теме исследования, знакомятся со взглядами на них разных экономистов и возможными путями их решения.
Подбор литературы по избранным темам студенты осуществляют под руководством научного руководителя, который указывает направление и порядок подбора источников. По каталогу библиотеки студент составляет ориентировочный список работ, соответствующих названию темы или близко с ней соприкасающихся. Поскольку литература на этом этапе работы подбирается только по названию, в первоначально составленном списке могут оказаться ненужные источники, а некоторые важные работы могут быть пропущены. После беглого просмотра всех работ по названию глав, параграфов, таблиц отбираются те из них, которые имеют непосредственное отношение к теме исследования, а остальные отбрасываются. Составленный уточненный список литературы просматривает преподаватель. Задача преподавателя на данном этапе состоит в том, чтобы не пропустить новых, важных для изучения темы литературных источников и включить их в список литературы, подлежащей использованию. Если в процессе чтения обнаружится литература, не имеющая отношения к теме курсового проекта, она исключается из списка. Иногда, напротив, список литературы пополняется, если по описанию дискуссионных вопросов в монографиях студент обнаруживает дополнительные источники. Список литературы пополняется студентом в процессе всего периода работы над темой и приобретает законченный вид при оформлении курсового проекта.
Курсовой проект выполняется на фактическом материале конкретного сельскохозяйственного предприятия.
Информацию, необходимую для написания курсового проекта, студент собирает постепенно, во время прохождения каждой производственной практики.
Объем информации, достаточный для написания курсового проекта, устанавливается научным руководителем. Сбор информации осуществляется путем копирования учетных регистров, первичных и сводных документов, квартальных и годовых бухгалтерских, статистических и финансовых отчетов. Студент копирует необходимые документы в том виде, в каком они составляются на предприятии. Во время прохождения производственной практики он просматривает все документы по теме исследования. Копированию подлежит лишь часть информации. В большинстве случаев производится выборочный сбор информации, типичной для данного предприятия, но в то же время достаточно разнообразной, отражающей все нюансы бизнес-планирования в соответствии с темой курсового проекта.
Собранный на предприятии практический материал должен служить иллюстрацией при описании объекта исследования:
- для выявления недостатков в организации планирования на исследуемом хозяйствующем субъекте и приобретения соответствующих навыков и опыта;
- для обоснования правильности предложений по предлагаемым мероприятиям в соответствии с темой курсового проекта;
- для разработки проекта бизнес-плана на исследуемом предприятии;
- для расчета эффективности производства в результате внедрения разработанных в курсовом проекте предложений в практику хозяйственной деятельности предприятия.
К написанию курсового проекта студент приступает после ознакомления с новейшей литературой в соответствии со списком, утвержденным научным руководителем, и сбора практического материала.
Окончательный вариант плана студент составляет самостоятельно непосредственно после определения темы курсового проекта под руководством преподавателя. При этом преподаватель должен не навязывать студенту свои взгляды, а лишь ориентировать его в нужном направлении.
План курсового проекта должен соответствовать теме исследования и в возможно большей степени раскрывать ее особенности. Он должен быть оригинален, методически выдержан, построен логично, четко, ясно. В планах должны обязательно выделяться: вводная часть (введение, обзор нормативных актов и литературы, экономическая характеристика предприятия), основная часть с экономическим обоснованием результатов исследования и заключительная часть.
Если составленный студентом план не обеспечивает достижения поставленной в курсовом проекте цели или не соответствует предъявленным к нему требованиям, преподаватель вносит поправки и корректирует его.