ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИЕ СДЕЛОК
Под коммерческой сделкой понимают соглашение между двумя или несколькими сторонами на поставку товаров, работ или услуг в соответствии с условиями, установленными в соглашении. Целью коммерческой сделки является получение прибыли, а предметом - товарно-материальные ценности, работы или услуги.
По составу участников коммерческие сделки могут быть внутренними (участвуют представители одной страны) и международными (участвуют представители двух или более стран).
Все коммерческие сделки (операции) по содержанию можно разделить на два вида: основные и вспомогательные.
К основным относят сделки, связанные с:
- Куплей-продажей продукции;
- Куплей-продажей, обменом научно-техническими знаниями (патенты, лицензии, ноу-хау и т.д.);
- Куплей-продажей технических услуг (внедрение новых технологий, содействие при строительстве уникальных объектов и т.д.);
- Арендой факторов производства;
- Арендой товаров, работ и услуг;
- Организацией международного туризма.
К вспомогательным сделкам относят соглашения, связанные с передачей товаров, работ и услуг от продавца к покупателю, и выделяют следующие:
- По перевозкам грузов;
- По страхованию грузов;
- По складированию, переработке и хранению грузов;
- По проведению расчетов между сторонами.
По способу расчетов выделяют:
- Традиционные сделки, при которых движению товаров (работ, услуг) соответствует встречное движение денежных средств. В ряде случаев расчеты осуществляются не денежными средствами, а ценными бумагами, например, векселями, но поскольку ценные бумаги в этом случае выполняют функции денег, сделка также будет относиться к традиционному типу;
- Бартерные или компенсационные сделки. Они осуществляются без привлечения денежных средств на основе прямого товарообмена. В современных условиях они получили широкое распространение, причем не только внутри нашей страны, но и в международной торговле, преимущественно между развитыми и развивающимися странами.
2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК
В торговой практике используют два основных метода реализации коммерческих сделок:
• Прямой, осуществляемый напрямую с производителем;
• Косвенный, осуществляемый через посредников.
На практике могут встречаться комбинации этих двух методов. Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем и конечным потребителем товаров, то есть поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров у непосредственно самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи. Прямые связи характеризуются следующими особенностями:
1. Предусматривают поставку заранее определенных (согласованных) видов продукции, ориентированной на специфические требования и запросы конкретного потребителя или группы потребителей;
2. Носят целенаправленный характер, поскольку осуществляются на основе предварительно получаемых поставщиком заказов или заранее согласованных поставок, преимущественно при поставках сложного и комплектного оборудования. Такие связи не ограничиваются только отношениями между поставщиком и покупателем. Они влекут за собой установление целой системы непосредственных связей между специализированными фирмами, участвующими в комплектации поставки, между которыми возникают кооперационные связи уже на стадии научно-исследовательских и проектных работ. По потребительским товарам прямые связи используются незначительно - при продаже товаров через розничную сеть предприятия-производителя, и способствуют более быстрому реагированию на изменения покупательского спроса. Однако в основном потребительские товары реализуются через посредников - оптовые и розничные предприятия.
3. Прямые связи отличаются длительностью (долговременностью) и устойчивостью отношений потребителя с поставщиками необходимого для производства сырья, материалов, комплектующих изделий, компонентов с целью стабильного обеспечения производственного процесса необходимыми ресурсами. Эти связи ориентированы на учет требований к характеру продукта, предъявляемых конечным потребителем. Создается развернутая сеть взаимосвязей и отношений между крупными фирмами и независимыми компаниями, связанными прямыми производственными отношениями на основе специализации и кооперирования производства. В основе таких отношений лежит метод заключения долгосрочных контрактов, предусматривающих регулярную поставку согласованных количеств товаров на протяжении установленного в контракте срока.
Использование метода прямых связей получило широкое распространение в современной международной коммерческой практике. Так, у американских фирм на долю прямых продаж приходится более 2/3 всей экспортной продукции промышленного назначения, у английских - около 70%. Рост прямых продаж при сбыте продукции промышленного назначения обусловлен повышением технического уровня и сложности выпускаемых на рынок товаров, в особенности машин и оборудования, оборудования комплектных предприятий, крупных судов, самолетов новейших конструкций. Это вызывает необходимость установления непосредственных контактов между продавцом и покупателем, еще на стадии проектирования и разработки технико-экономических параметров оборудования с целью учета требований покупателя.
При этом такие связи не прекращаются и после поставки комплектного оборудования, а продолжаются в связи с его монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, а также техническим обслуживанием в процессе эксплуатации. Речь идет о таких непосредственных связях с конечным потребителем продукции, когда потребитель сам определяет объем поставки, свойства и качества будущей продукции, сроки ее изготовления. При поставках комплектного оборудования будущий покупатель часто сам участвует в определении конкретных технико-экономических показателей закупаемого оборудования. Однако в этом случае производитель должен иметь у себя специалистов, способных обеспечить перевозку, хранение, страхование грузов и других операций.
Косвенный метод предполагает покупку и продажу товаров через коммерческо-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с коммерческим (торговым) посредником, предусматривающим выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца.
Коммерческо (торгово) - посреднические сделки - это операции, связанные с куплей продажей товаров, работ и услуг, выполняемые по поручению покупателя или продавца независимым от него коммерческим (торговым) посредником на основе заключаемого между ними соглашения.
Коммерческие посредники - это юридические или физические лица, которые извлекают прибыль за счет разницы цен закупки и реализации или за счет комиссионного вознаграждения, выплачиваемого посреднику продавцом или покупателем.
Коммерческие посредники освобождают продавца от необходимости создавать собственную сбытовую сеть, которая требует крупных инвестиций (в рекламу, транспорт, складские хозяйства и т.д.).
Современные коммерческие посредники оказывают производителям и покупателям полный комплекс услуг, связанных с осуществлением коммерческой сделки и ее реализацией, - от поиска партнера и заключения договора до послегарантийного обслуживания, включая поставку, монтаж, наладку, испытания, выпуск в работу оборудования.
Значение косвенного метода очень высоко. Считается, что с его использованием реализуется более половины товаров, вовлекаемых в товарооборот во всем мире. Особенно велика роль коммерческих посредников при сбыте стандартного промышленного оборудования и потребительских товаров.
К услугам коммерческих посредников крупные промышленные компании прибегают также при реализации второстепенных для них видов продукции, на отдаленных, труднодоступных и слабо изученных рынках, рынках малой емкости, при продвижении новых товаров, при отсутствии собственной сбытовой сети и при монополизации рынка коммерческими посредниками.
Использование коммерческих посредников дает ряд преимуществ. Они особенно значительны при сбыте стандартных видов машин и оборудования, требующих послепродажного технического обслуживания. Наличие, у торгово - посреднических фирм собственной сети технического обслуживания (складов запасных частей, ремонтных мастерских, специалистов) значительно облегчает освоение новых рынков. Коммерческо-посреднические фирмы, как правило, хорошо знают требования местного рынка, имеют устойчивые деловые связи, осуществляют всю деятельность, связанную с поставкой товаров и оформлением документации, располагают большими возможностями в отношении организации рекламы, участия в ярмарках и выставках и т.д.