ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Фискальная (налогово-бюджетная) политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию.
Однако воздействие налогов и государственных расходов на величину и динамику ЧНП противоположно. Увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса и валового национального продукта. Рост налоговых поступлений, наоборот, ведет к уменьшению совокупного спроса, так как располагаемые доходы населения уменьшатся, а затем и к снижению ЧНП, поскольку производство сокращается, если на его продукцию падает спрос.
Сравнение степени воздействия рычагов фискальной политики на изменения величины ЧНП происходит на основе сопоставления мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора.
Мультипликатор государственных расходов покалывает силу реакции изменений в производстве, определяющих величину ЧНП, в результате динамики государственных расходов.
ЧНП |
Рис. 16.2. Влияние увеличения государственных расходов на ЧНП
На рис. 16.2 увеличение государственных расходов привело к приросту ЧНП на величину (Q1 - Q), большую, чем ∆G. Причиной тому является то, что государственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов Mg - это отношение прироста ЧНП к приросту государственных расходов.
Налоговый мультипликатор Мт отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или уменьшением налогов. Налоговый мультипликатор отражает обратные связи, так как динамика налогов и ЧНП происходит в разных направлениях: если налоги растут, происходит уменьшение ЧНП, при сокращении налогов ЧНП возрастает.
Рост налогов ведет к сокращению объема потребления, а значит, и совокупного спроса. Вследствие этого падает и уровень ЧНП. Уменьшение ЧНП происходит именно потому, что сокращается объем потребления.
Сопоставление мультипликатора государственных расходов Mg с налоговым мультипликатором Мт показывает, что мультипликатор государственных расходов действует с большей мощностью. Это объясняется тем, что вся величина прироста государственных расходов дает множительный эффект, а изменение в объеме налогов влияет на динамику ЧНП лишь частично, в пределах изменений в объеме потребления, ограниченного предельной склонностью к потреблению.
ЧНП |
ЧНП |
Рис. 16.3. Влияние роста налогов на ЧНП
Если весь поступивший в бюджет доход направить на увеличение государственных расходов, то кривая совокупного спроса поднимется вверх. Если уменьшение совокупного спроса за счет роста налогов составило 15 ед., а увеличение государственных расходов определялось всей величиной налоговых поступлений, равной 20 ед., то чистый прирост совокупного спроса составит 5 ед. Умноженный на мультипликатор государственных расходов, он даст величину прироста ЧНП. Таким образом, возникает мультипликатор сбалансированного бюджета, показывающий, что прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению ЧНП на сумму прироста государственных расходов.
Итак, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП. Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.
Фискальная политика, действующая в течение определенного срока и требующая со временем пересмотра, получила название дискреционной.
Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги - налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако достаточно точно определить, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Реально правительство располагает весьма ограниченными возможностями предвосхитить направление развития экономики. Поэтому оно неизбежно сталкивается с непредусмотренными им заранее явлениями хозяйственной конъюнктуры. В результате решения о мерах фискальной политики принимаются с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью изменения в настройке экономических рычагов и принятием решений правительства на этот счет. Такое запаздывание происходит и по причине бюрократических процедур по принятию нужных решений, а также в силу необходимости поиска компромиссных решений правительством в ответ на лоббирование своих интересов определенными парламентскими силами.
Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к новым потребностям экономики делают необходимым дополнить ее иным видом, способным непрерывно корректировать налоговые поступления и величину государственных расходов. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.Ихсуть заключается в увязке величин налоговых поступлений и государственных расходов с изменениями, происходящими в экономике.
Действие встроенных стабилизаторов в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний. В США они амортизируют удары экономического кризиса на треть.
Наибольший эффект фискальная политика дает при использовании встроенных стабилизаторов одновременно с принятием государственных решений по хозяйственным вопросам. Но чтобы эффект от фискальной политики был более полным и эффективным, необходимо согласовывать ее с денежно-кредитной политикой.