Структура собственности в национальной экономике 6 страница

 

7) географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов.

 

Изменение уровня и размера оплаты труда находится в прямом взаимодействии с изменением спроса и предложения на рынке труда. Другим важным фактором, который оказывает определяющее воздействие на функционирование рынка труда, является спрос – потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой.

 

Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов:

 

1) структуры общественного производства;

 

2) уровня развития и масштабов структуры общественного производства;

 

3) доминирующих форм общественного производства;

 

4) объемов общественного производства;

 

5) уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики;

 

6) темпов роста и развития национальной экономики.

 

Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов:

 

1) среднего уровня оплаты труда;

 

2) количества населения и в целом демографической ситуации;

 

3) профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий);

 

4) мобильности населения;

 

5) этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;

 

Особенность национального рынка заключается в том, что в нем не может быть достигнуто состояние полной занятости населения. Это связано с тем, что для развития национальной экономики необходимо наличие незадействованных или еще не освоенных ресурсов, к числу которых относятся трудовые ресурсы. Наличие свободных трудовых ресурсов, не задействованных в экономике, позволяет ей развиваться. При тотальной занятости развитие либо полностью прекращается, либо происходит медленными темпами.

 

Естественная безработица в национальной экономике существует в виде:

 

1) регулируемой безработицы, связанной с осознанной государственной политикой в сфере труда и занятости и осуществляемой с помощью таких институтов государства, как биржа труда;

 

2) вынужденной безработицы, связанной со структурной перестройкой экономики, когда определенные отрасли реструктуризируются. В этом случае некоторые профессии становятся ненужными, и население вынуждено переквалифицироваться;

 

3) текущей безработицы, связанной с естественным движением населения в направлении поиска рабочих мест с более подходящими условиями труда. Для этого ему необходимо уволится с прежнего места работы в поисках нового;

 

4) добровольной безработицы, связанной с тем, что определенная часть населения страны сознательно устранятся от трудовой деятельности.

 

Вместе с естественной нормой безработицы существует скрытая и застойная безработица, которая оказывает негативное влияние на общее функционирование национальной экономики.

 

По отношению к рынку труда выделяются следующие категории населения:

 

1) экономически неактивная часть населения. Это население, которое не выполняет никаких экономических функций либо по причине нахождения в нетрудоспособном возрасте, либо в силу неспособности к ней по физическим причинам – инвалиды. Оно не участвует в функционировании экономики, а поэтому не рассматривается как часть рынка труда;

 

2) экономически активная часть населения. Это население, которое принимает активное участие в экономической деятельности, находится в трудоспособном возрасте и обладает физическими возможностями к осуществлению экономической деятельности. Его делят на население занятое и не занятое в национальной экономике. Рынок труда состоит именно из этой второй группы населения, которая и определяет его функционирование.

 

Для определения состояния рынка труда используются статистические методы исследования, которые позволяют осуществить его эффективное прогнозирование. Большое значение для национальной экономики имеет количество безработицы, так как оно оказывает непосредственное влияние на функционирование не только рынка труда, но и всей национальной экономики. Человек причисляется к числу безработных, если он готов к выполнению профессиональной деятельности, но на данный момент этим не занят.

 

Основным органом в России, ответственным за определение состояния рынка труда и выработку государственной политики в этом направлении, является Федеральная биржа труда. Вместе с оценкой его состояния, она проводит активную политику по переобучению, переквалификации, содействию трудоустройству и повышению квалификации населения.

 

На особенности функционирования рынка труда оказывают влияние:

 

1) динамика оплаты труда;

 

2) состояние национальной экономики. Рынок труда является одним из наиболее подверженных влиянию других рынков. Например, изменение стоимости потребительских товаров неизбежно повлечет изменение уровня оплаты труда;

 

3) динамика доходов, не формирующихся под влиянием рынка труда. Например, рост объемов пособий на ребенка приведет к изменению состояния рынка труда;

 

4) динамика досуговых предпочтений населения;

 

6) изменение психологического восприятия определенных профессий. Например, снижение престижа определенной профессии приведет к трансформации рынка труда;

 

7) динамика демографической ситуации.

 

Таким образом, рынок труда является основополагающим элементом национальной экономики. От его динамики и состояния зависит функционирование национальной экономики. В процессе своего функционирования он подвержен влиянию множества факторов.

5. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике

 

Рынок труда взаимозависимо трансформируется в переходной экономике. Для него характерно усугубление проблем занятости и безработицы населения и возникновение новых тенденций, обусловленных сущностной трансформацией национальной экономики. Нетипичное по сравнению с предшествующим состояние рынка труда усложняется невозможностью его прогнозирования и регулирования.

 

Показатели занятости и безработицы имеют большое значение для функционирования национальной экономики. Это связано с тем, что для развития экономики необходимо максимально полное использование имеющихся ресурсов, в том числе и трудовых. Если не используются все доступные трудовые ресурсы, то национальная экономика не может достигнуть максимально высоких показателей экономического роста. Поэтому показатели занятости и безработицы могут служить одними из основных характеристик темпов развития национальной экономики.

 

Занятость населения – это деятельность человека, в процессе которой он вступает в определенные социально-экономические отношения, которая позволяет получать определенный доход, направляемый на реализацию его потребностей.

 

Увеличение занятости населения является основным направлением государственной экономической политики, так как это позволяет увеличить объемы произведенного общественного продукта, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на качество жизни.

 

В переходном типе экономики выделяются следующие формы занятости населения:

 

1) рациональная, исходящая из реальных потребностей производства в трудовых ресурсах: занято столько, сколько необходимо экономике. Он не может быть признан оптимальным. В этой модели государство полностью устраняется от влияния на рынок труда;

 

2) эффективная, исходящая из необходимости активизации экономического роста. В этой модели производство ориентировано на максимально полное использование трудовых ресурсов, имеющихся в распоряжении национальной экономики.

 

Противоположным занятости является показатель безработицы. Это наиболее характерное явление для переходной экономики, которое в полной мере относится и к России. По сути, безработица оказывает неоднозначное влияние на экономику России.

 

Позитивное влияние безработицы заключается в том, что она является побочным явлением трансформации национальной экономики. При ее отсутствии было бы заторможено общественное воспроизводство, для которого необходимы дополнительные ресурсы. Также она повышает степень эффективности использования занятых в экономике трудовых ресурсов.

 

Негативное влияние безработицы на переходную экономику сводится к следующему:

 

1) снижаются темпы экономического роста в результате неполного использования трудовых ресурсов. Как показывает статистика, существует прямая зависимость между ВНП и объемом безработицы. Так, уменьшение объема безработицы на 1% позволяет увеличить ВНП на 2%;

 

2) высокий уровень безработицы приводит к дисбалансу рынка труда, в результате которого работодатели получают большую экономическую власть на установление уровня оплаты труда. Население соглашается на тот уровень оплаты труда, который предлагает работодатель;

 

3) снижается качество трудовых ресурсов в результате того, что длительный период отсутствия практики снижает профессиональный уровень. Состояние безработицы оказывает негативное влияние на общее психологическое состояние человека – снижение самооценки, суицид, депрессии, стресс;

 

4) снижается уровень жизни населения в связи с тем, что экономически активное население способно самостоятельно формировать свой уровень жизни. У безработных такая возможность отсутствует, так как пособия по безработице не позволяют это сделать.

 

Большое значение имеет не только экономическое, но и социальное влияние безработицы. Сюда относится то, что она может стать катализатором социальных потрясений.

 

Особенность структуры безработицы в России обусловлена тем, что ее объем существенным образом отличается от объемов производства. Снижение объемов производства на 40% привело к повышению уровня безработицы на 10%.

 

Для анализа состояния рынка труда в переходной экономике используется официальная статистика – данные Госкомстата. Следует учитывать, что эти данные не всегда объективны. Поэтому сообщаемый объем безработицы в несколько раз меньше реального.

 

Трансформация национальной экономики оказала большое влияние на функционирование рынка труда. Переход от плановой к рыночной экономике, ухудшение социально-экономической ситуации негативным образом сказались на состоянии трудовых ресурсов. Сюда относится и большой объем эмиграции специалистов высокой квалификации. Это серьезным образом сказалось на общем снижении качества трудовых ресурсов, но с другой стороны, снизило объемы безработицы.

 

Переход к рыночным механизмам регулирования рынка труда принес и основное положительное явление – изменилось значение человека в трудовых отношениях. Он стал занимать более активную позицию, трансформировался в полноправный субъект экономической деятельности, который оказывает большое влияние на функционирование национальной экономики.

 

Претерпел изменение и подход к занятости населения в сторону повышения его эффективности – формирование такого функционального состояния рынка труда, в котором он становится источником активного развития национальной экономики.

 

Особенность структуры занятости в России состоит в том, что государство все более устраняется от регулирования рынка труда. Существующая система служб занятости не может осуществить эффективного трудоустройства. В этой ситуации население может рассчитывать только на самостоятельное трудоустройство, без помощи государства. Получила широкое распространение нелегальная трудовая деятельность либо в форме организации незарегистрированных предприятий, либо трудоустройство на временной основе, без оформления трудового договора.

 

Население прибегает к нестабильным формам трудовой деятельности, главное – получение дохода. Одновременно с этим именно в переходной экономике у людей обостряется необходимость в постоянной и устойчивой трудовой деятельности, которая позволяет получать стабильный доход.

 

Отличительной особенностью является то, что они готовы идти и на достаточно низкий уровень дохода – главное его устойчивый характер.

 

Основная задача переходной экономики России состоит в создании реально работающей национальной экономики. В связи с чем повышается значение рынка труда – он должен стать источником преобразований и устойчивого функционирования. Для достижения такого состояния имеет большое значение активная позиция государства в отношении регулирования рынка труда, а именно занятости населения.

 

Для регулирования занятости государство может применять следующие механизмы:

 

1) макроэкономические, основанные на использовании бюджетных, налоговых, кредитных, фискальных и чисто финансовых мер для уменьшения объема безработицы;

 

2) социальные, заключающиеся в установлении минимальных социальных гарантий жизненного уровня, для того чтобы человек, не имеющей работы, смог найти новую;

 

3) регулирующие, заключающиеся в искусственном создании рабочих мест, финансировании центров, способствующих трудоустройству населения.

 

Чрезмерный уровень безработицы оказывает негативное влияние на состояние национальной экономики и непосредственно на уровень жизни населения. В связи с чем в этой сфере необходимо формирование активной государственной политики, направленной на формирование развивающегося и устойчивого рынка труда. Для этого должен привлекаться широкий спектр как экономических, так и законодательных рычагов.

ЛЕКЦИЯ № 6. Региональные процессы в национальной экономике

1. Экономика региона

 

В структуре национальной экономики России в силу ее федеративного государственного устройства существует специфическая структурная единица – регион; это ограниченная рамками субъекта РФ экономическая система с взаимосвязанными протекающими в ней экономическими процессами.

 

Исследованию экономики региона посвящена наука и учебная дисциплина – региональная экономики. Она занимается изучением возникающих закономерностей в процессе функционирования экономик на уровне региона, отражает национальные, исторические, демографические, религиозные, природно-ресурсные, экологические особенности.

 

Первоначально термином «регион» обозначали территорию, отделенную по определенным, характерным признакам. Например, Сибирский, Южный регион. Сегодня под регионом понимаются субъекты РФ, входящие в состав Российской Федерации – относительно обособленные административные единицы и соответствующие им социально-экономические хозяйственные системы. В этом случае экономика региона представляет собой часть национальной экономики, повторяющую ее по основным функциональным характеристикам. Выделение в составе национальной экономики более мелких единиц – экономики регионов – позволяет выработать и реализовать более эффективную экономическую политику, так как каждый регион отличается своими специфическими чертами. Соответственно в предмет региональной экономики включается региональная специфика функционирования национальной экономики, в том числе инвестиционный процесс, человеческие ресурсы, качество жизни, хозяйственной деятельности.

 

В целях выработки национальной экономической политики существуют следующие типы регионизации:

 

1) макрорегионизация, исходящая из деления национальной экономики на определенные зоны в целях долгосрочного планирования структуры размещения производительного потенциала. В соответствии с этим выделяют восточную и западную экономическую зону. Для западной зоны характерно доминирование производства в отрасли машиностроения и наукоемких сфер экономики. Восточная зона ориентирована на ресурсодобывающие и энергетические отрасли. Основным критерием подобного рода деления является общность преобладающей специализации хозяйственной деятельности, природного и ресурсного потенциала. Каждый из них представляет собой укрупненный экономический район, целостную хозяйственную систему. Одним из звеньев макрорегионализации являются укрупненные экономические районы – Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Западный, Центральный. Для повышения эффективности их функционирования, на их базе созданы региональные ассоциации – «Уральская», «Сибирское соглашение», «Дальневосточная ассоциация», «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга»;

 

2) мезорегионализация, исходящая из деления регионов в соответствии с существующей административной структурой – субъекты, входящие в состав Федерации. Они представляют собой функционально независимые хозяйственные системы. Существует и более мелкая мезорегионализация – выделение хозяйственных систем подрайонов, которые обладают общей специализацией и тесными хозяйственными связями.

 

3) микрорегионализация, исходящая из выделения уровня местного самоуправления и соответствующих ему сельских, городских административных районов, общая численность которых составляет 4 тыс. человек. Они представляют собой первичный уровень национальной экономики как целостной системы.

 

Система воспроизводства региона состоит из следующих процессов:

 

1) воспроизводства регионального продукта, характеризующегося показателем «валовой региональный продукт» (ВРП);

 

2) накопления и концентрации капитала;

 

3) использования и воспроизводства экономических ресурсов;

 

4) движения материальных потоков;

 

5) движения финансовых потоков.

 

Главным признаком региональной экономики является ее хозяйственная целостность – потенциальная способность региональной экономики функционировать независимо от национальной экономики.

 

Качественно новый этап функционирования региональной экономики связан с утверждением Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. семи федеральных округов и соответствующих им полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе.

 

Нормативно закрепленными задачами института полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах являются:

 

1) согласование проектов решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

 

2) участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

 

3) организация по поручению Президента Российской Федерации проведения согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

 

4) внесение Президенту Российской Федерации предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случаях противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

 

5) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

 

6) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

 

7) представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение соответствующих предложений;

 

8) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

 

9) анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояния их кадровой обеспеченности;

 

10) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

 

11) разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

 

12) контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе.

 

Система федеральных округов является основной формой укрепления вертикали государственной власти в России.

 

Основой экономики региона является его производственный комплекс – хозяйственная система, направленная на обеспечение функционального состояния производственного потенциала, необходимого для независимого и устойчивого развития экономики региона.

 

О степени производственной комплексности экономики региона свидетельствуют следующие показатели:

 

1) объем продукции, произведенной внутри региона;

 

2) объем продукции межотраслевого характера;

 

3) характер использования экономического потенциала региона.

 

Для каждого региона характерна определенная отраслевая структура – совокупность отраслей хозяйственного комплекса, взаимосвязанных между собой. Она представляет собой основу экономики региона, определяющую характер и специфику его функционирования.

 

В состав национальной экономической политики входит и региональная экономическая политика – часть экономической политики государства, отражающая ее региональные аспекты. Основным ее направлением является формирование системы эффективного воспроизводства и использования экономического потенциала экономики региона для достижения состояния устойчивого развития национальной экономики.

 

Приоритетное значение формирования и реализации региональной экономической политики объясняется тем, что национальная экономика по своей природной, географической, социальной, демографической и экономической структуре неоднородна, а следовательно при формировании национальной экономической политики необходимо максимально полно учитывать эти региональные особенности.

 

Основными целями региональной экономической политики являются:

 

1) активизация социально-экономического развития регионов;

 

2) формирование эффективной системы использования экономического потенциала регионов;

 

3) формирование единого экономического пространства национальной экономики;

 

4) повышение уровня жизни населения.

2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»

 

Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим функционального состояния.

 

Для оценки уровня развития региональной экономики применяются следующие показатели:

 

1) совокупный региональный общественный продукт – совокупность благ, произведенных в региональной экономике;

 

2) совокупная вновь созданная стоимость в региональной экономике;

 

3) валовой региональный продукт (ВРП).

 

Развитие региональной экономики непосредственно зависит от функционального состояния рынков, составляющих ее структуру.

 

Существуют следующие направления развития региональных рынков:

 

1) рынок товаров потребления (направление установления соответствия доходных и расходных статей бюджетов семей);

 

2) рынок ресурсов производства (направление увеличения соответствия остаточной прибыли производственных предприятий с общим объемом выпуска средств производства в регионе);

 

3) рынок капитала (направление установления соответствия процента по депозитам и дивидендов на акции, а также превышения совокупных долгосрочных инвестиций в экономику региона над краткосрочными);

 

4) рынок человеческих ресурсов (направление установления оптимального количества и качества человеческих ресурсов в соответствии с потребностями экономического роста).

 

Основой устойчивого развития экономики региона является пропорциональная целостность его производственного потенциала – такой вид интеграции производственного комплекса, который позволяет активно развиваться производительному потенциалу, сбалансированному бескризисно.

 

Об экономическом росте региона свидетельствует соответствие производимой и потребляемой в регионе продукции.

 

Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была принята концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», которая является единственным нормативно-правовым документом, официально регулирующим вопросы экономического развития регионов.

 

В концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» обозначено основное направление федеральной региональной политики – создание условий и содействие социальному и экономическому развитию регионов, а именно повышение качества жизни и благосостояния населения, вывод экономического роста на позиции устойчивости и высокого качества, создание условий конкурентного развития регионов.

 

Разработчиками этой концепции считается, что только активизация региональной экономики и повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ресурсов позволит России выйти из затяжного экономического кризиса и существенным образом увеличить ВВП.

 

Целями федеральной региональной политики в соответствии с концепцией являются:

 

1) создание условий развития конкурентной способности регионов. В связи с этим предполагается создание условий эффективной интеграции внутри РФ в мировую экономику. Распределение производственного потенциала таким образом, чтобы это создавало условия конкурентоспособности. Предполагается существенным образом активизировать темпы создания инфраструктуры для экономического роста регионов. Утверждается насущная потребность содействия развитию наукоемких отраслей экономики;

 

2) интеграция экономик регионов между собой для создания единого экономического пространства национальной экономики. При этом акцент делается на сохранение функциональной независимости регионов. Предполагается активным образом содействовать устранению препятствий как экономических, так и административных в движении товаров и услуг, капитала, человеческих ресурсов. Основой развития регионов выделено создание условий для малого бизнеса;

 

3) создание условий для развития человеческих ресурсов, а акцент делается на квалификационную и пространственную мобильность. Для реализации этой цели необходима стабилизация демографической ситуаций – установление такого режима воспроизводства человеческих ресурсов, при котором рождаемость превышает смертность. Улучшение качественной характеристики связано с созданием подготовки кадров необходимой квалификации и профессионализма для обеспечения нужд производства. Выдвигается необходимость формирования миграционных процессов в интересах экономического развития регионов;

 

4) содействие стабилизации и улучшению экологической ситуации в регионах как основы устойчивого экономического роста. Для этого ставится необходимость разработки и внедрения таких технологий производства, которые минимизируют вред, наносимый экологии;

 

5) создание условий для внедрения новых технологий государственного управления регионами. В качестве базиса реализации этой цели предполагается проведение реформирования региональных органов государственной власти в направлении повышения эффективности их функционирования.

 

В целях эффективной координации работы органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также для максимально полной согласованности социального и экономического развития регионов, подготовки нормативно-правовой базы региональной политики при Министерстве регионального развития Российской Федерации создана межведомственная комиссия.

 

Задачами межведомственной комиссии в рамках концепции развития регионов являются: