Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

С точки зрения функциональных различий участ­ников предпринимательской деятельности можно разделить на производителей, посредников и потребителей. С юридической точки зрения различаются индивидуальные предприниматели, юридические лица и публично-правовые образования.

Индивидуальный предприниматель (купец, торговец) — са­мый древний из всех субъектов предпринимательской деятельно­сти. Он обладает особым правовым статусом, который распо­ложен на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций. В отношении предпринимателя, как и любого гра­жданина, действуют правила об ограничении и лишении дееспо­собности, признании безвестно отсутствующим или умершим. Его имущество переходит по наследству, в том числе вовлечен­ное в предпринимательскую деятельность.

В то же время к деятельности индивидуального предпринима­теля применяются положения законодательства о коммерческих организациях. Формальным условием для осуществления инди­видуальной предпринимательской деятельности является госу­дарственная регистрация. Однако гражданин, не прошедший го­сударственную регистрацию, не вправе ссылаться — в отноше­нии заключенных им сделок — на то, что он не является предпринимателем. Таким образом, с позиции гражданского законодатель­ства суд вправе применять правила об осуществлении предпри­нимательской деятельности к сделкам гражданина, даже если последний не прошел государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Но с точки зрения уголовно­го законодательства такие сделки образуют состав уголовного преступления.

Государственная регистрация индивидуального предпринима­теля осуществляется в течение 5 рабочих дней налоговыми орга­нами по месту жительства предпринимателя, представляющего для этого заявление и копию своего паспорта. В некоторых слу­чаях требуются также свидетельство о рождении, согласие роди­телей несовершеннолетнего гражданина, документ, подтвер­ждающий адрес проживания. За регистрацию вносится государ­ственная пошлина в установленном законом размере

Граждане, планирующие заняться бизнесом, нередко задаются вопросом о том, что выгоднее: зарегистрироваться индивидуаль­ным предпринимателем или создать юридическое лицо, выступив при этом его единственным учредителем? В смысле налогообло­жения разницы может и не быть, поскольку и предприниматель, и, например, хозяйственное общество с небольшими доходами от реализации и численностью работников могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Гражданин не может создать юридическое лицо, оставшись при этом собственником переданного ему имущества.

Среди организационно-правовых форм коммерческих органи­заций для индивидуального бизнеса приемлемы только хозяйст­венные общества. Хозяйственные товарищества не могут иметь одного учредителя, так как это договорные объединения. В произ­водственных кооперативах должно быть как минимум пять чле­нов. Создание хозяйственного общества более предпочтительно с точки зрения ответственности за результаты предприниматель­ской деятельности. Учредитель общества с ограниченной ответст­венностью или акционер АО отвечают за результаты деятельности общества только в пределах своего вклада в уставный капитал. Учитывая, что нижний предел уставного капитала этих обществ составляет всего 100 МРОТ, предпринимательский риск можно считать минимизированным.

Индивидуальный предприниматель, как и обычный гражданин, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежа­щим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ). Исключение — имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Пере­чень такого имущества приведен в ст. 446 Г77К РФ (например, деньги в расчете 300 прожиточных минимумов на самого гражда­нина и каждого его иждивенца, а если иждивенец нетрудоспособен, на него приходится 600 прожиточных минимумов).

Юридические лица традиционно разделяются на коммерче­ские и некоммерческие организации. Но это разграничение весьма условно (ст. 50 ГК РФ), поскольку некоммерческие орга­низации также вправе заниматься предпринимательской дея­тельностью. Правда, извлечение прибыли не является для них основной целью деятельности, и поэтому она не распределяется среди участников, а направляется на достижение уставных целей организации. В целом, предпринимательская деятельность по своему характеру должна соответствовать целям деятельности некоммерческой организации согласно ее уставу. Лишь одна разновидность некоммерческих организаций не может вести коммерческую деятельность ни при каких условиях — это ассо­циация, или союз юридических лиц. Для осуществления само­стоятельной предпринимательской деятельности ассоциация (со­юз) юридических лиц создает хозяйственное общество, участвует в хозяйственном обществе или преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (ст. 121 ГК РФ).

Таким образом, предпринимательской деятельностью может заниматься любое юридическое лицо, за исключением ассоциа­ций (союзов) юридических лиц.

Юридическое лицо создается, в первую очередь, для оформле­ния коллективных интересов; оно организует внутренние отноше­ния между участниками, преобразуя их волю в волю организации, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени. Юридическое лицо является оптимальной формой долго­временной централизации капиталов, без чего невозможна полно­ценная предпринимательская деятельность. Конструкция юридиче­ского лица дает возможность более гибко использовать капитал в различных сферах хозяйственной деятельности даже в масштабах всей страны. В отличие от индивидуального бизнеса юридическое лицо, как уже говорилось, во многом позволяет ограничить пред­принимательские риски, поскольку имущественная ответствен­ность учредителя обычно ограничивается суммой вклада, внесен­ного в капитал конкретного предприятия. Деятельность акционе­ров (учредителей) является не предпринимательской, а «иной не запрещенной законом деятельностью». Хотя она также сопряжена с рисками, поскольку само акционерное общество осуществляет предпринимательскую деятельность.

В нашем законодательстве (ст. 49 ГК РФ) конструкция юри­дического лица описывается через несколько признаков —

Во-первых, организационное единство, которое проявляется в соподчиненности органов управления (единоличных или колле­гиальных), составляющих структуру юридического лица, и в чет­кой регламентации отношений между его участниками. Среди коммерческих организаций только участники хозяйственных товариществ могут специально не создавать какие-либо органы управления, а вести дела совместно или поручать их одному из товарищей.

Во-вторых, имущественная обособленность создает материальную базу для деятельности юридического лица и при необходимости служит объектом притязаний кредиторов.

В-третьих, юридическое лицо, как правило, не отвечает по обязательствам своих участников, так же как и участники не от­вечают по обязательствам созданного ими юридического лица. Однако законодательство предусматривает два случая, когда уч­редители могут нести субсидиарную ответственность по долгам созданного ими юридического лица: если это юридическое лицо создано на праве оперативного управления (казенные предпри­ятия, учреждения) и если его банкротство вызвано виновными действиями учредителя, давшего соответствующие указания по заключению сделок и т.п.

В-четвертых, юридическое лицо участвует в предпринима­тельской деятельности от собственного имени, т.е. от своего име­ни приобретает права и исполняет обязанности, выступает ист­цом и ответчиком в суде. Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей являются прерогативой органа юридическо­го лица (единоличного или коллегиального); действия работни­ков организации также могут рассматриваться как действия само­го юридического лица, за которые оно несет ответственность в той мере, в какой эти действия охватываются их служебными обязанностями.

Публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования) приравнены по статусу к юридическим лицам и, следовательно, также могут быть участ­никами предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Следует отметить, что государство и муниципальные образова­ния чаще всего участвуют в коммерции опосредованно, т. е. либо через создание унитарных предприятий, либо через приобретение в государственную или муниципальную собственность пакетов акций (долей) в других коммерческих организациях.

Для регистрации юридиче­ского лица не требуется согласия третьих лиц, в том числе и го­сударственных органов, т.е. в качестве общего порядка в действующем законодательстве закреплен нормативно-явочный порядок регистрации. При регистрации учредительные доку­менты юридического лица должны лишь проверяться на соот­ветствие требованиям действующего законодательства РФ. Для отдельных юр. лиц существует разрешительный порядок (кредитная организация), распорядительный порядок (унитарное предприятие).

Срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней, полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам1. Для государственной регист­рации юридического лица представляется заявление по унифици­рованной форме. В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учредительные документы соответствуют требова­ниям, установленным законодательством, достоверны, а также что соблюден порядок создания юридического лица данной орга­низационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.).

Индивидуализация юридического лица, т.е. выделение его из массы всех других ор­ганизаций, осуществляется путем определения его местонахож­дения и присвоения ему наименования. Место нахо­ждения юридического лица определяется местом его государст­венной регистрации. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Фирменные наименования регистриру­ются в составе учредительных документов юридического лица. Фирменное наименование юридического лица обязательно долж­но включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Например, фирменное наименование «Общество с огра­ниченной ответственностью «Астраханьгазпром».

Правовая основа деятельности юридического лица — его уч­редительные документы, состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на ос­нове одного учредительного документа — устава, являются ак­ционерные общества, производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора, являются хозяйственные товарищества — полное товарищество и товарищество на вере (договорные организации). К юридическим лицам, имеющим и устав, и учредительный договор, относятся общества с ограни­ченной и с дополнительной ответственностью (уставно-договорные организации).

Юридическое лицо может испытывать потребность в постоян­ном или регулярном совершении каких-либо действий за предела­ми места своего нахождения. С этой целью оно вправе создать обо­собленное подразделение в другом месте.

Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществ­ляет их защиту. Филиал определяется законодательством как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Территориально обособленное подразделение не является юридическим лицом. Взаимоотношения между ним и головной организацией строятся на основе нескольких документов: реше­ния о создании филиала (представительства), учредительных до­кументов юридического лица, положения о филиале (представи­тельстве), а также доверенности, выданной руководителю филиа­ла (представительства).

Фи­лиалы осуществляют предпринимательскую деятельность от имени создавшего их юридического лица. Компетенцию филиа­ла составляют делегированные ему юридическим лицом пол­номочия. Директор филиала действует на основании положения о фи­лиале и выданной ему доверенности. В рамках, определенных доверенностью, он со­вершает действия от имени юридического лица, осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала в соответствии с утвержденным бизнес-планом, распоряжается средствами фи­лиала, издает распоряжения относительно работников филиала и осуществляет прочие полномочия, необходимые для достижения целей и задач обособленного подразделения. Поэтому ответствен­ность за действия филиала (представительства) несет организация даже в тех случаях, когда эти действия осуществлялись якобы не от ее имени. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахожде­ния последнего, однако стороной по делу является сама органи­зация как юридическое лицо. Взыскание производится судом с нее или в пользу нее. По дол­гам, возникшим в связи с деятельностью представительств и фи­лиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.

Обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками, они выполняют функции юридического лица по уплате налогов лишь в качестве структурной части само­го юридического лица и, следовательно, не обладают налоговой самостоятельностью (ст. 19 НК РФ). Следовательно, ответствен­ность за своевременную уплату налогов и сборов возлагается на само юридическое лицо, имеющее обособленные подразделения. Взыскание по налоговым недоимкам и другим долгам филиала может быть обращено на имущество самого юридического лица. Именно поэтому при ликвидации филиала уведомлять кредито­ров не требуется. Налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения своих обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ). Целью данного учета является уплата организацией на­логов в местные бюджеты. Заявление о постановке на учет пода­ется по истечении одного месяца после создания обособленного подразделения.

Прекращение деятельности субъектов предпринимательского права

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в силу различных причин, в первую оче­редь, — его собственного желания или по причине его смерти. Прекращение деятельности предпринимателя подлежит госу­дарственной регистрации без уплаты государственной пошлины. Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), после чего его государственная регистрация утрачивает силу и в течение еще одного года после судебного решения о банкротстве повторная регистрация невозможна. Если в процессе своей деятельности индивидуаль­ный предприниматель допускал неоднократные и грубые нару­шения законодательства, это может послужить основанием для прекращения его деятельности в судебном порядке. Такие же последствия наступают в связи с приговором суда, которым назначено уголовное наказание в виде лишения права зани­маться предпринимательской деятельностью.

Деятельность юридического лица прекращается в результате его реорганизации или ликвидации. При этом реорганизация под­разумевает правопреемство, а ликвидация происходит без таково­го. Прекращение деятельности компании может быть доброволь­ным (по решению учредителей) или принудительным (по реше­нию суда).

Юридические лица могут быть реорганизованы в пяти фор­мах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобра­зование. Юридическое лицо считается реорганизованным с мо­мента государственной регистрации вновь возникших предпри­ятий. Это правило не относится к случаям присоединения, когда новые предприятия не возникают, а реорганизация признается осуществленной после погашения государственной регистрации присоединяемого предприятия.

Реорганизация оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Учре­дители или орган, принявшие решение о реорганизации, обяза­ны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы, в свою очередь, вправе потре­бовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, по которому должником является это юридическое лицо, и возме­щения убытков. В заявлении о государственной регистрации реорганиза­ции заявитель обязан указать, что все кредиторы уведомлены в письменной форме. Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации, если заявитель не представит доказательства уведомления кредиторов.

Самостоятельной формой реорганизации является преобра­зование — смена организационно-правовой формы юридиче­ского лица. В этой связи следует сказать, что не считается реор­ганизацией изменение типа акционерного общества (закрытое или открытое). В подобном случае происходит изменение типа внутри одной организационно-правовой формы, поэтому госу­дарственной регистрации подлежат только вносимые в устав общества изменения.

Изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия (преобразование) повлечет утрату государством или муниципальным образованием права собственности на имущество предприятия, и это будет не что иное, как привати­зация государственного или муниципального имущества. Скры­тая, а проще сказать, незаконная приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий в последние годы стала нередким явлением. Интересно, что основанием незаконной пе­редачи имущества в уставный капитал вновь создаваемых ком­мерческих организаций (обществ с ограниченной ответственно­стью, производственных кооперативов) часто являются реше­ния, принятые на собраниях трудовых коллективов унитарных предприятий.

Однако решения работников предприятия в данном случае правового значения иметь не могут. Гражданское законодатель­ство предусматривает особый порядок передачи государствен­ного и муниципального имущества в частную собственность — приватизацию, которая возможна исключительно по решению собственника. В целом, реорганизация — это в чистом виде гражданская процедура. Поэтому, соблюдая принципы отрасле­вого построения нашего законодательства, надо отметить недо­пустимость смешения норм гражданского и трудового права. Работники не только не вправе принимать подобные решения на своих собраниях, они не могут и оспаривать состоявшуюся реорганизацию.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Юри­дическое лицо может быть ликвидировано в добровольном по­рядке по решению учредителей вследствие, например, нецеле­сообразности дальнейшего существования, истечения срока, на которое было создано юридическое лицо, или принципиальной недостижимости уставных целей. Самым распространенным ос­нованием является, конечно, нецелесообразность дальнейшей деятельности. Истечение срока как причина ликвидации встре­чается крайне редко, поскольку подавляющее большинство коммерческих организаций создаются на бессрочной основе. Принципиальная недостижимость уставных целей характерна для некоммерческих организаций, поскольку для коммерческих существует, по сути, лишь одна цель деятельности — извлечение прибыли, реализовать которую, по большому счету, можно всегда.

Принудительная ликвидация происходит на основании реше­ния суда. Причиной такого судебного решения может быть:

1) осуществление деятельности без необходимой лицензии;

2) ведение деятельности с неоднократными и грубыми нару­шениями законодательства, например в связи с неприведением учредительных документов в соответствие с новым законода­тельством. Конечно, юридическое лицо не может быть ликви­дировано, если допущенные им нарушения носят малозначи­тельный характер или вредные последствия таких нарушений устранены;

3) признание юридического лица несостоятельным (банкротом);

4) признание недействительной государственной регистрации юридического лица. Хотя признание регистрации недействитель­ной само по себе не является основанием считать ничтожными сделки, совершенные до принятия такого судебного решения.

Надо отметить, что независимо от своего основания (решения учредителей или суда) ликвидация представляет собой довольно длительную процедуру: избрание ликвидационной комиссии, проведение инвентаризации, публикация соответствующего объ­явления в СМИ, удовлетворение требований кредиторов. Завер­шение процедуры подлежит государственной регистрации с уп­латой государственной пошлины, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица осуществляется в результате процедуры банкротства.

Ранее правоспособность компании во времени определялась двумя моментами: созданием и ликвидацией. Теперь же налого­вым органам предоставлено право исключения из Единого го­сударственного реестра юридических лиц «недействующих» компаний.

«Недействующее юридическое лицо» — это организация, фактически прекратившая свою деятельность, о чем могут свиде­тельствовать одновременно два признака: если в течение послед­них 12 месяцев организация не предоставляет в налоговый орган отчетность и если хотя бы по одному ее банковскому счету от­сутствуют операции. В отношении такой компании налоговый орган вправе принять решение о предстоящем исключении из реестра. Далее оно публикуется в журнале «Вестник государст­венной регистрации» с указанием срока для предъявления требо­ваний кредиторов — не менее 3 месяцев. Если кредиторы в ука­занный срок не заявляют свои требования, то налоговый орган принимает решение исключить юридическое лицо из реестра. Данное решение может быть обжаловано заинтересованными ли­цами в течение года. Если же кредиторы предъявляют свои тре­бования, то юридическое лицо должно проходить процедуру обычной ликвидации.

Причины введения подобной административной процедуры обусловлены тем, что по данным Федеральной налоговой службы сейчас более 400 тыс. компаний обладают признаками недейст­вующего юридического лица. Кроме того, эту процедуру разре­шено применять в отношении компаний, которые не имеют ос­новного государственного регистрационного номера (ОГРН), т.е. были зарегистрированы до 2002 г., но не сообщили сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц. Та­ких компаний сейчас насчитывается более миллиона.

Вместе с тем отсутствие хозяйственной деятельности у юри­дического лица соответствует понятию «отсутствующий долж­ник», используемому в законодательстве о банкротстве. Так, если по банковским счетам организации нет операций в течение 12 месяцев или имеются иные признаки, свидетельствующие о прекращении деятельности, а также если нет сведений о месте нахождения руководителя организации, то компания должна проходить упрощенную процедуру банкротства. Иными слова­ми, если компания не имеет ОГРН и (или) у нее нет операций по банковским счетам, и она не сдает отчетность, то применить к ней процедуру исключения из реестра нельзя, если у нее есть задолженность по налогам и сборам или имеются кредиторы. В судебно-арбитражной практике принят такой подход: если у организации нет хозяйственной деятельности, то она может быть ликвидирована только в порядке ст. 230 Закона о бан­кротстве.

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбит­ражным судом неспособность должника в полном объеме удовле­творить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Центральное место в системе правового регулирования несо­стоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротст­ве)»

Важно понимать, что само по себе банкротство — это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринима­теля в гражданско-правовом смысле. Банкротство — это доволь­но длительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой фи­нансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.

Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Не­оплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило аб­солютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения про­изводства по делу о несостоятельности самим приходится зани­маться представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным. Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности при­меняется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспо­собности, т.е. фактической неоплаты задолженности.

Для должников — юридических лиц установлен один признак банкротства: обязательства перед кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда их следовало исполнить. Для должников — граждан в силу установления критерия неоплатно­сти долгов предусмотрены одновременно два таких признака: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превы­шает стоимость принадлежащего гражданину имущества.

По нашему законодательству для рассмотрения дел о бан­кротстве установлена исключительная подведомственность, поскольку все они рассматриваются только арбитражными суда­ми, а также исключительная подсудность, поскольку эти дела рассматриваются только по месту нахождения должника.

Процедуры, применяемые к несостоятельному должнику

В процессе наблюдения проводится анализ финансового со­стояния должника, определяется стоимость его имущества, осу­ществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры — установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной сто­роны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество. Наблюдение проводит временный управляющий

Финансовое оздоровление вводится по ходатайству учредите­лей должника при наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Также учредителями или даже третьими лицами должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника (залог, банковская гарантия, государственная гарантия, поручительство) в размере не менее 120% от суммы задолженности.

Основная цель финансового оздоровления — восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности, который контролирует административный управ­ляющий.

Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц до истечения этого срока должник представляет административ­ному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредито­рами третьей очереди.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровле­ния, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутст­вует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; опреде­ление о введении внешнего управления в случае наличия воз­можности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внеш­него управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление. Данная процедура вводится на срок до 18 месяцев с возможным продлением еще на 6 месяцев. С моментом введения внешнего управления связан ряд важных правовых по­следствий. Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью его заменяет, получая достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организа­ции, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности. Ему пере­даются также вся документация и печати. К внешнему управляющему переходят полномочия по распо­ряжению имуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Управляющий составляет план внешнего управления, в кото­ром содержатся меры по восстановлению платежеспособности должника. Среди них может быть перепрофилирование произ­водства, замещение активов (создание на базе ликвидного иму­щества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ), увеличение уставного капитала должника за счет до­полнительной эмиссии акций, продажа предприятия на открытых торгах.

Окончание процедуры внешнего управления — это либо пе­реход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей либо третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурс­ного производства.

Конкурсное производство. Конкурсное производство являет­ся конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращает­ся существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Эта процедура открывается после при­нятия арбитражным судом решения о признании должника бан­кротом. Она вводится на год с возможным продлением еще на 6 месяцев.

С момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам (даже если срок их ис­полнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования све­дений о признании должника банкротом. После открытия кон­курсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право на по­лучение указанных санкций при обычных условиях.

Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать кон­курсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализа­ции имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника). Конкурсную массу со­ставляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства. Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и полу­чить удовлетворение своих требований, должны предъявить пре­тензии к должнику в 2-месячный срок со дня публикации объяв­ления о признании должника несостоятельным; по истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается. После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке очередности.

Очередность удовлетворения требований кредиторов в соот­ветствии с Законом о банкротстве отличается от очередности, предусмотренной в Гражданском кодексе РФ.

Внеочередными требованиями считаются оплата судебных расходов, выплата вознаграждения арбитражному управляюще­му, погашение коммунальных и эксплуатационных расходов, текущих требований и текущей заработной платы. Текущими требованиями являются те обязательства, которые возникли у должника уже после того, как начался процесс банкротства. Включение их в состав нулевой очереди вполне оправданно: если бы текущая задолженность удовлетворялась в порядке обычной очередности, никакие контрагенты не захотели бы иметь дело с организацией, против которой идет процесс банкротства. Но тогда не было бы и возможности восстановить платежеспособ­ность должника.

Кредиторами первой очереди являются граждане, которые предъявляют требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью; кредиторами второй очереди — граждане, перед которыми существуют обязательства по выплате выходных посо­бий, заработной платы, авторских вознаграждений. Наконец, к третьей очереди относятся все остальные кредиторы, среди кото­рых — залогодержатели, удовлетворяющие свои требования за счет стоимости предмета залога.

Мировое соглашение. Мировое соглашение считается само­стоятельной процедурой банкротства. Должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкрот­стве (но не ранее проведения первого собрания) могут добро­вольно заключить соглашение об урегулировании имущественно­го спора на определенных ими условиях. Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда. Оно может предусматривать отсрочку, рассрочку исполнения обязательств, уменьшение пла­тежей, отступное, обмен требований кредиторов на акции (доли) в уставном капитале и т.д. К числу существенных условий относятся размер, по­рядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекра­щение обязательств должника предоставлением отступного, но­вацией обязательства, прощением долга и т.д.

Что касается распродажи всего имущества несостоятельной компании, то она возможна на разных стадиях банкротства и для разных целей. В период внешнего управления арбитражный управляющий может продавать часть имущества должника (по­сле инвентаризации и оценки) на открытых торгах при условии, что это не приведет к остановке хозяйственной деятельности должника, поскольку основная цель внешнего управления — восстановить платежеспособность должника. Внешний управ­ляющий может также продать целиком предприятие должника и из вырученных от аукциона денег расплачиваться с кредиторами. В любом случае начальная продажная цена устанавливается кре­диторами.

В период конкурсного производства арбитражный управляю­щий также после инвентаризации и оценки продает имущество должника на открытых торгах. Но на этой стадии продажа иму­щества преследует иную цель — получение денежных средств для расчетов с кредиторами уже после признания должника бан­кротом.