Льготы и условные материальные компенсации

Социальный пакет (бенефиты) – это часть компенсационного пакета в виде дополнительных социальных льгот и выплат персоналу, сверх предусмотренных ТК РФ.

 

Цели внедрения бенефитов

· Дополнительная мотивация

· Развитие системы внутренних коммуникаций

 

Подходы к пониманию функций системы бенефитов

Социальный пакет как инструмент управления Социальный пакет как проявление социальной ответственности компании
Повышение привлекательности работодателя Удержания работников и сохранения контролируемого уровня текучести кадров Повышения мотивации и управления производительностью труда Снижения уровня абсентеизма Обеспечения благоприятного социально-психологического климата Формирования в сотрудниках положительного отношения к организационным изменениям Повышения лояльности к компании Направление общей социальной деятельности компании, направленной на формирование позитивной деловой репутации Выстраивает с сотрудниками партнёрских отношений, направленных на повышение их удовлетворённости деятельностью компании Социальное партнёрство Соблюдение гражданских и личных прав работников Обеспечение равных возможностей и безопасности охраны труда и здоровья, социальную защиту

 

Выбор наиболее эффективной системы льгот и компенсаций в компании должна основываться и на принципах первого, и на принципах второго подхода, то есть, в системе льгот и компенсаций компании должны присутствовать как факторы мотивации, так и факторы социальной защищённости для сотрудников.

 

Льготы становятся максимально эффективными в том случае, если в них участвуют сами сотрудники. Именно участие, пусть даже порой символическое, работника в оплате предоставляемых компанией возможностей, не даёт ему забыть, что это именно льгота, а не просто подарок от компании.

 

Чащ всего компенсациями и бенефитами в американских компаниях занимаются специалисты HR-отдела. В больших компаниях существуют реворд-отделы, разрабатывающие и администрирующие стратегию оплаты труда с целью её соответствия целям компании и потребностям персонала.

 

Формы организации системы льгот и компенсаций

· Традиционная. Подход состоит в том, что всем сотрудникам предлагается чётко определённый набор льгот и компенсаций в зависимости от их статуса, стажа, потребностей, вклада в бизнес компании и значимости для компании. Плюсы: простота, экономия средств. Минусы: не учитываются потребности работников, не учитывается вклад в бизнес компании.

· Дифференцированная (в соответствии с иерархической структурой компании, в соответствии с системой грейдов). Размер пакета льгот и компенсаций для сотрудников дифференцируется в зависимости от их положения в компании. Плюсы: учёт вклада каждого сотрудника, мотивация. Минусы: сложность разработки и мониторинга.

· Формирование пакета по «принципу кафетерия». Предполагается возможность выбора льгот и компенсаций для сотрудника – составляется некоторый список льгот, из которого сотрудники могут в пределах заранее заданной суммы выбирать необходимые им суммы. Плюсы: сотрудники имеют возможность выбирать и принимать решение самостоятельно, что почти всегда воспринимается положительно; каждый работник может получить льготы, наиболее актуальные для него в текущий момент времени (например, у человека может быть склонность к занятиям спортом, а не к дополнительному обучению); медицинская страховка по желанию сотрудников может предоставляться как им самим, так и любым членам их семьи. Минусы: сложность оформления в бухгалтерском учёте и формирования отчётности, в том числе, налоговой и управленческой.

· Монетизация льгот. Сотрудник получает определённую сумму в качестве добавки к зарплате. Она обозначается как целевая, предназначенная для приобретения дополнительных льгот – однако распоряжаться ею разрешается без какого-либо отчёта. Плюсы: свобода выбора, более эффективно (если расходование – целевое). Минусы: нецелевое расходование, потеря имиджа компании.

 

14.12

При формировании системы льгот и компенсаций необходимо учитывать следующие условия:

· Тенденции на РТ

· Финансовые возможности компании

· Профессионализм менеджеров по персоналу

· Сложившиеся традиции и приоритеты в кадровой политике

· Взаимоотношения в организации и установки её руководства

· Предпочтения самих сотрудников

 

Рекомендации руководителям:

· Обязательство предоставлять своим сотрудникам льготы, установленные законодательством

· Формировать более привлекательный пакет для льгот и компенсаций, чем у компаний-конкурентов, с целью удержания высококвалифицированного персонала

· Учитывать мотивационные предпочтения персонала на основе проведённой диагностики потребностей сотрудников

· Обосновывать значимость предоставляемых льгот и компенсаций – являются ли они дополнительной льготой или рабочим инструментом для сотрудников, так как льготы зависят от желания руководства компании проявить заботу о своих сотрудниках, создать благоприятное общественное мнение о компании, а рабочие инструменты необходимы для стимулирования более производительного труда

· Важно придерживаться определённой идеологии при установлении социальной льготы – не секрет, что некоторые сотрудники (особенно старшего поколения) рассматривают льготы и компенсации как «завоевание социализма», считая, что руководство обязано предоставить подчинённым льготы независимо от результатов их деятельности и характера работы.

· Следует помнить, что льготы легко предоставить, но очень трудно отменить, так как даже частичная отмена льгот вызывает сильное недовольство в трудовом коллективе

· Необходимо придерживаться принципа экономической целесообразности. Это подразумевает, что социальные обязательства компании не должны подменять социальные обязательства государства, и их финансирование с одной стороны, не должно идти в ущерб выполнению компанией своих обязательств между акционерами и инвесторами, а с другой – соответствовать рыночной практике других работодателей

· Проводить активную политику информирования (в соответствии с существующими правилами и процедурами) всех работников о механизмах, правилах и выгодах, предоставляемых программами льгот и компенсаций, чтобы повысить объективность оценки всего предоставляемого пакета и сделать систему компенсаций и льгот более прозрачной внутри и вне компании.

 

В системе льгот и компенсаций можно выделить два самостоятельных блока

Общий пакет Набор переменных льгот и компенсаций по дифференцированной системе
Распространяется на всех сотрудников компании в рамках существующего законодательства и нацелен на обеспечение работникам необходимого и достаточного уровня медицинского обслуживания, гарантий защищённости при возникновении непредвиденных обстоятельств и повышения уровня возмещения утраченного заработка при выходе на пенсию Может определяться в зависимости от таких условий как: · Категория персонала, его должностной уровень, характер деятельности · Результат аттестации, оценка личного вклада сотрудника в дела организации · Стаж работы в компании · Принадлежность к определённым группам персонала

 

По должностным уровня персонала

Топ-менеджмент Средний управленческий персонал
Медицинское страхование+страхование для членов семьи (страховая программа VIP) Оплата питания (обеды ужины, буфет) – категория VIP Отдельный просторный кабинет Гибкий рабочий график Аренда квартиры Организация отпуска (бесплатное проживание в 5-звёздочном отеле) Дополнительный отпуск Оплата абонементов для занятий в фитнес-клубе, бассейне Оплата транспортных расходов (авиаперелёты первым классом, СВна ж/д транспорте) Оплата зарубежных стажировок, программ MBA, курсов повышения квалификации Медицинское страхование+страхование для членов семьи (страховая программавторой категории) Оплата питания (обеды) обычной категории Оплата мобильных телефонных переговоров (телефонные аппараты приобретаются сотрудниками за свой счёт) Оплата расходов по использованию служебной машины в случае производственной необходимости Некоторым категориям (по решению руководства компании) полная или частичная оплата обучения (программ MBA, курсов повышения квалификации) при условии заключения дополнительного договора (в пределах 500 долларов США) Некоторым категориям менеджеров данного уровня предоставление отдельного кабинета Оплата участия в корпоративных спортивно-досуговых мероприятия (в пределах 300 долларов США в год) Частичные льготы при организации отпуска (например, в пределах 500 долларов США в год)

 

Специалисты Обслуживающий персонал
Медицинское страхование сотрудника Оплата питания (обеды) обычной категории Некоторым категориям сотрудников (с разъездным характером работы) оплата мобильных телефонных переговоров (аппараты приобретаются за свой счёт) Оплата транспортных расходов (проездные, автомобиль) только в случае служебной необходимости Некоторым категориям специалистов (по решению руководства) оплата обучения н курсах повышения квалификации (в пределах 300 долларов США) Ценные подарки к праздникам и юбилеям сотрудника (на сумму 80-150 долларов США) Оплата спортивно-досуговых мероприятий (в пределах 200 долларов США в год) Частичные льготы при организации отпуска квалификации (в пределах 300 долларов США) Медицинское страхование (страховая программа третьей категории) Оплата питания (обеды) обычной категории Подарки к праздникам и юбилеям

 

Тема 7.