Происхождение и сущность морали

Уяснив, что предметом изучения этики является мораль, рассмотрим ее происхождение и сущность.

В истории человеческой культуры можно встретить множество точек зрения на происхождение морали. В современной этической мысли принято выделять три наиболее общие концепции происхождения морали. Эти концепции объединяет стремление объяснить эволюцию предмета этики (мораль) исходя из биопсихосоциальной сущности человека.

Первая концепция происхождения морали, абсолютистская, носит религиозную, идеалистическую, креационистскую трактовку, выводит мораль из некоторого трансцендентального источника. Сюда относятся концепции: «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон); религиозной морали (божественное происхождение); «априорные сущности» морали (И. Кант) и др.

В соответствии с данными взглядами нравственность есть сфера жизни, совершенно не зависящая от психофизических, эмпирических, житейских свойств человека. Человек получает мораль в виде:

– «естественного нравственного закона» (внутренний закон, предзаданный особыми трансцендентными измерениями человеческого бытия);

– «богооткровенного закона» (внешний закон, включающий в себя «должное», происходящее от Бога).

Абсолютистские теории происхождения морали недооценивают роль человека в процессе становления морального сознания. Идеалистические концепции, в частности И. Кант, рассматривают нравственность как доопытную форму сознания. Теологическая этика – как творение Бога или иной духовной субстанции. Феноменологическая этика – как особое царство неизменных ценностей. Иными словами, при всех имеющихся различиях все предлагаемые решения истолковывают нравственность (мораль) как нечто данное до реальной жизнедеятельности людей, их природного и социального бытия. Эти концепции обращаются к эмоционально-об­раз­ным, чувственным компонентам человеческой натуры, формируют духовность, культивируя чувства любви, сострадания, милосердия, долга.
Подобный подход к пониманию морали и моральности требует от человека добродетельного поведения, значительных усилий и самопожертвования, подавления своих естественных влечений и побуждений, ориентируют на пассивное принятие норм морали.

Многие сторонники абсолютной морали считают, что наиболее фундаментальные моральные принципы вообще не нуждаются в каком-то рациональном обосновании. Представитель интуитивизма Дж. Мур утверждает, что добро можно постичь только интуитивно [50]. Представитель деонтологического интуитивизма Д. Росс исходит из определяющего значения долга в нравственном поведении. Очевидно, что абсолютистские концепции выделяют в качестве самостоятельного способа обоснования морали учение о долге.

Натуралистические (гуманистические) концепции выводят мораль из природы человека, его эволюции и биологической заданности нравственных свойств людей. Натуралистические концепции представляют мораль как момент развития природных закономерностей. Натуралистическая концепция морали восходит к Ж. Ламетри, Ч. Дарвину и Г. Спенсеру, которые сформулировали эволюционный подход в этике, а затем породили многочисленные биологизаторские представления о морали. По сути, натуралистическая этика сводит мораль к эволюционной борьбе за существование – отбору наиболее приспособленных видов и полезных для выживания признаков. Таких же взглядов придерживались Л. Фейербах,
Э. Фромм [66, 67], П.А. Кропоткин [45], полагавшие, что истинную мораль можно выработать, только зная природу человека. Современный натурализм (неонатурализм Фарбера, Трайб, Ролсона) пытается вывести мораль из однотипной психической организации и базовых инстинктов, присущих всем живым организмам. Данный подход не учитывает принципиальное различие в организации психики животных и человека, а также видовое отличие в животном мире.

Нередуктивный натурализм утверждает, что особенности нравственного поведения каждого живого существа можно вывести только из его естественной истории.

Психологическое обоснование морали предполагает выведение нравственности из особенностей организации человеческой психики. Так,
Д. Юм считает, что чувство сострадания формируется из психических способностей человека поставить себя на место другого.

Анализируя взгляды представителей натурализма, можно заключить, что человек как социальное животное живет в обществе себе подобных, опираясь на механизмы биологической регуляции и социальные инстинкты. С течением времени биологически обусловленные социальные инстинкты развивают душевные способности человека и становятся нравственностью. Привычка укрепляет нравственность и постепенно в общественном мнении складываются и формулируются правила общежития.
В данном случае понятие «нравственность» (мораль) тесно переплетается с психологией, антропологией, законами коммуникации, восприятия, самореализации, оказывается важнейшим элементом человеческого саморазвития, развертывания человеческих возможностей.

На основе натурализма строятся гедонистические и эвдемонистические теории морали.

В ХIХ в. наиболее популярной становится социально-историческая концепция морали, включающая в себя различные вариации:

– конвенционалистские теории морали, полагающие, что нравственные установления принимаются людьми по соглашению;

– утилитаристские теории, предполагающие выведение морали из внешних социальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Обоснование морали при этом отражает тенденцию разделения общественной и индивидуальной морали. Наиболее явное выражение утилитаризм получает в принципе полезности: морально то, что полезно;

– социально-исторические теории (антропосоциогенезис, диалектико-ма­териалистическая теория этики). Антропологическая концепция, трактующая мораль как неотъемлемое качество человека, находит выражение в учениях Демокрита, киренаиков, Аристотеля [23, 24], К. Гельвеция,
Ж.-П. Сартра [58], Э. Фромма [67, 68]. Так, Аристотель, говоря о социальной природе морали, указывал, что человек – это «политическое животное». Таких же взглядов на мораль как на элемент общественной организации, как на разновидность социальной дисциплины придерживались
К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер [30]. Позиция сторонников социальной теории об истолковании моральных норм и нравственной жизни общества и человека основана на понимании морали как социального явления. Нравственность определяется образом жизни, который ведут люди и который зависит от совокупности всех общественных отношений. Мораль есть отражение взаимосвязи между личными и общественными интересами людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения, которые закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, а затем становятся общепринятыми, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами, формируется общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. В каждую историческую эпоху содержание этих принципов и норм меняется и отражается объективно сложившийся способ существования человеческого общества.

Очевидно, что происхождение морали напрямую связано с развитием человеческого общества, которое предъявляет ряд требований к поведению человека. Так, моральные представления людей первобытного общества формируются в условиях жесткой борьбы за жизнь. Первобытность отличалась общинной организацией социальной жизни, примитивным коллективизмом. Возникающие элементы нравственности были пронизаны идеей равенства как специфичным для той эпохи принципом организации социальных отношений. Равенство в прямом его понимании было тем историческим содержанием, в ходе осмысления которого складывалась своеобразная императивно-ценностная структура понимания добра и зла. Поэтому на ранних ступенях первобытного общества никто не осуждал убийство, людоедство и прочие безнравственные, с точки зрения современного человека, явления. С развитием простейших религиозных и моральных представлений общественный порядок в этом обществе поддерживается с помощью системы табу – запретов, таких как экзогамный запрет, запрет употребления в качестве пищи мяса тотемного животного и т. п. В ходе исторической эволюции из запретов складываются обычаи, традиции и ритуалы. Сложившиеся элементы морали органически включаются в единую синкретическую форму социальной регламентации. Формами социальной регламентации этой эпохи являются: обычай талиона, или принцип равного воздаяния, обычай кровной мести, в котором отражается архаическое представление о справедливости и др.

С развитием классовых государств оформляются моральные законы. Наиболее известными памятниками древнейшего законодательства являются «Законы Хаммурапи», царя Вавилона, «Законы Ману» – сборник древнеиндийских моральных предписаний, «Законы Солона», свод законов Римского права. Эти документы обобщают и формализуют сложившееся в обществе определенное нравственное мировоззрение и дают оценки тех или иных поступков.

В процессе социального расслоения оформлялись новые формы моральной регуляции поведения человека. В средневековом обществе – моральные, христианские заповеди: «не укради», «не убий» и т. д. Данные моральные принципы пронизаны идеей равенства перед Богом. В последующие исторические эпохи принципы и нормы морали декларируются и закрепляются законодательно в кодексах уголовного и гражданского права.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей, т. е. мораль каждого общества и народа отличается своеобразием норм и правил. Далее мораль характеризуется добровольным следованием ее нормам. И, наконец, мораль существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению. Таким образом, мораль есть продукт общественного развития, это сложное и противоречивое общественное явление, которое выступает как единство нравственного сознания, нравственных отношений, нравственной практики.

Резюмировать вышеназванное можно в следующих положениях:

а) мораль является продуктом исторического развития; как по сути, так и по происхождению она есть социальный феномен;

б) истоками мораль уходит в материально-экономические отношения, являясь продуктом «второй природы» – культуры;

в) источник морали – это потребность регулирования социальных отношений, когда в условиях первобытной коллективности обособляется человеческая личность, формируется различие интересов общества и составляющих его групп и индивидов;

г) мораль выражает интересы общества, поэтому в ней сказываются устойчивые формы сознания;

д) будучи объективно детерминированным и предназначенным для выполнения определенных, необходимых для прогрессивного развития общества функций, становление морали осуществляется в деятельности.